Положительным признаком (отличительным от регламентов других Управлений) представленных регламентов является наличие показателей доступности и качества муниципальных услуг с указанием целевых значений, динамики их изменений и ориентированность на клиента.
Среди разделов, получивших со стороны экспертов отрицательную оценку и соответственно требующих внесения изменений, были названы следующие:
- Раздел: «Требования к помещениям, в которых предоставляются государственные услуги».
Не учтена специфика клиентских групп: пожилые люди, слабослышащие, слабовидящие, инвалиды-колясочники. В пример можно привести регламенты федерального уровня и ряд регламентов краевых ведомств, например, Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
По мнению экспертов, раздел необходимо дополнить следующими параметрами:
- Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны находиться преимущественно на нижних этажах зданий, в которых размещены кабинеты для приема граждан, получателей государственных услуг, с предоставлением доступа в помещение инвалидов-колясочников;
- На территории, прилегающей к месторасположению управления, должны быть предусмотрены специальные места для парковки транспортных средств, в том числе для инвалидов;
- В целях обеспечения физической доступности для получателей государственной услуги с ограничениями жизнедеятельности помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны быть оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечены беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок, размещение столов для инвалидов в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок;
- Места для проведения приема граждан должно быть оборудовано: противопожарной системой и средствами пожаротушения; системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации;
- В местах предоставления государственных услуг необходимо предусмотреть оборудование доступных мест общественного пользования (туалетов) и хранения верхней одежды граждан;
- Оформление визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления государственной услуги должна соответствовать оптимальному зрительному и слуховому восприятию информации гражданами;
- Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании, но не может составлять менее 3-х мест.
- Кабинет приема заявителей оборудован информационной табличкой (вывеской) с указанием:
─ номера кабинета;
─ фамилии, имени, отчества должностного лица, осуществляющего прием.
При проведении контрольных закупок практически все эксперты обращали внимание на вышеуказанные недостатки: отсутствие туалета, плохое освещение, недостаточно мест для ожидания, информация написана мелким шрифтом, не структурирована, нет пандуса, скользкие ступени.
- Раздел «При ответах на телефонные звонки и устные обращения граждан…».
Ответ на телефонный звонок должен содержать информацию о наименовании органа или учреждения, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности работника, принявшего телефонный звонок. Время разговора не должно превышать 10 минут.
При проведении контрольных закупок эксперты отмечали, что специалисты не называют управление, в ряде случаев называют подразделение и никогда не представляются.
- Раздел «Перечень документов необходимых для получения государственной услуги».
В регламенте «Выдача разрешений на совершение сделок с имуществом совершеннолетних недееспособных граждан, находящихся под опекой» (п.2.6.1) указано: «иные документы по требованию управления, необходимые для принятия решения…», что противоречит самому духу административной реформы и следующему пункту (2.6.2) «…запрещается требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые не предусмотрены НПА…».
В ряде регламентов, например,«Предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе» в списке указана справка из органов управления образования о неполучении денежного содержания на ребенка, по мнению экспертов, данный документ должен быть получен по межведомственному запросу.
По мнению экспертов, представляющих интересы многодетных семей и многократно в течение нескольких лет обращающихся за поддержкой многодетным семьям, им приходится ежегодно оформлять пакет документов на каждого ребенка в отдельности, несмотря на то, что они повторяются: документ удостоверяющий личность родителя, свидетельство рождения ребенка, справку о совместном проживании. Справку из общеобразовательных учреждений вообще получить проблематично на каждого ребенка, если дети обучаются в одной школе. В идеале эксперты предлагают завести одно дело для семьи и ежегодно дополнительно представлять только изменившиеся сведения и подтверждающие документы по примеру выплаты компенсации за оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В регламенте «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» указано о необходимости представить справку, выданную органами социальной защиты населения по месту жительства о неполучении аналогичных мер поддержки по месту жительства. Здесь речь идет о внутриведомственном обмене информации и согласно записи в регламенте управление не может получить сведения от подведомственных им структур. Противоречит пункту регламента, предусматривающему взаимодействию с другими структурами и в том числе управлениями социальной защиты населения в муниципальных образованиях края, реализующих государственные полномочия.
- Раздел «Формы контроля за исполнением административного регламента».
Раздел в целом оценен экспертами, как слабо проработанный, формальный, так как нет никаких конкретных показателей: периодичность осуществления, перечень действий, составляющий предмет контроля.Это замечание экспертов относится ко всем административным регламентам всех управлений, прошедших экспертизу. Так в федеральных регламентах данный раздел прописан более четко: «Проверки осуществляются на основании планов проведения проверок (плановые проверки) или по факту обращения получателя государственной услуги (внеплановые проверки).Плановые проверки бюро осуществляются не менее одного раза в 3 года согласно плану».
Наименование органа государственной власти, предоставляющего государственную услугу:
Главное управлениеАлтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.
Предметом экспертизы стал следующий Административный регламент предоставления государственных услуг:
- «Прием заявления, постановка на учет и предоставление информации по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг».
К сожалению, эксперты так и не смогли разобраться в сути услуги. Регламент написан очень путано, не структурирован, так как услуга комплексна, включающая в действительности 2 услуги, в регламенте в разных разделах сделаны разные акценты на результат услуги, в одном разделе теряется одна часть, в другой – другая часть услуги.
Положительным моментом является раздел, описывающий требования к помещению, где отмечены все факторы, которые наши эксперты отмечают, как обязательные и отсутствующие в регламентах управления «Главалтайсоцзащиты».
По мнению экспертов, регламент составлен как лоскутное одеяло, каждый кусок взят из разных регламентов, в том числе федеральных.
Наименование органа государственной власти, предоставляющего государственную услугу:
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края.
Предметом экспертизы стал следующий Административный регламент предоставления государственных услуг:
- «Предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние)».
В целом регламент написан понятным языком, имеет четкую структуру.
Положительными признаками (отличительными от регламентов рядауправлений) являются:
- Наличие показателей доступности и качества муниципальных услуг с указанием целевых значений и динамики их изменений;
- В разделе «Требования к помещениям, в которых предоставляются государственные услуги» указаны следующие параметры:
- места для проведения приема граждан оборудуются: противопожарной системой и средствами пожаротушения; системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации;
- кабинет приема заявителей оборудован информационной табличкой (вывеской) с указанием: номера кабинета; наименования отдела; фамилии, имени, отчества должностного лица, осуществляющего прием; графика работы.
Среди разделов, получивших со стороны экспертов отрицательную оценку и соответственно требующих внесения изменений, были названы следующие:
- Раздел: «Требования к помещениям, в которых предоставляются государственные услуги».
По мнению экспертов, раздел необходимо дополнить следующими параметрами:
«В местах предоставления государственных услуг предусматривается оборудование доступных мест общественного пользования (туалетов) и хранения верхней одежды граждан».
- Раздел «Перечень документов необходимых для получения государственной услуги».
В списке указана справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.По мнению экспертов, данный документ должен быть получен по межведомственному запросу. Так, например, в регламенте управления охотничьего хозяйства Алтайского края по предоставлению государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьих билетов единого федерального образца есть следующий пункт: «Уполномоченное должностное лицо не позднее 2 дней со дня регистрации заявления для получения охотничьего билета направляет запрос в правоохранительные органы с целью подтверждения предоставленной заявителем информации об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за умышленное преступление».
- Раздел«Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги».
В перечисленных основаниях для отказа в предоставлении государственной услуги происходит смешение понятий: есть основания для отказа в получении услуги, а есть основания в отказев назначении опекуном (попечителем), что является одним из результатов получения государственной услуг (в соответствии с регламентом).
- Раздел «Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса об оказании государственной услуги и при получении результата оказания государственной услуги».
Указано: «Время ожидания личного приема в очереди должно составлять не более 30 минут. При этом должен быть обеспечен прием всех обратившихся лиц не позднее, чем за 40 минут до окончания рабочего дня», что значительно превышает сроки, определенные для приема в других управлениях при оказании государственных услуг. Эксперты считают возможным и необходимым сократить время ожидания.
5. Раздел «Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц и муниципальных служащих».
Указано, чтосрок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения. В регламентах большинства управлений этот срок ограничен 15 днями. По мнению экспертов, этот срок необходимо скорректировать.
В регламенте (по крайне мере в версии доступной на сайте ведомства) нет списка (приложения) органов местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними (далее – орган опеки и попечительства) по месту жительства заявителя.
Наименование органа государственной власти, предоставляющего государственную услугу:
Управление охотничьего хозяйства Алтайского края.
Предметом экспертизы стал следующий Административный регламент предоставления государственных услуг:
- «Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца».
В целом регламент написан понятным языком, имеет четкую структуру.
Положительными признаками (отличительными от регламентов ряда управлений) являются:
- В разделе «Требования к помещениям, в которых предоставляются государственные услуги» указаны следующие параметры:
- места для проведения приема граждан оборудуются: противопожарной системой и средствами пожаротушения; системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации;
- кабинет приема заявителей оборудован информационной табличкой (вывеской) с указанием: номера кабинета; наименованием отдела; фамилии, имени, отчества должностного лица, осуществляющего прием; графика работы.
- Наличие межведомственного взаимодействия с органами внутренних дел.
Среди разделов, получивших со стороны экспертов отрицательную оценку и соответственно требующих внесения изменений, были названы следующие:
- Раздел: «Требования к помещениям, в которых предоставляются государственные услуги».
По мнению экспертов, раздел необходимо дополнить следующими параметрами:
«В местах предоставления государственных услуг предусматривается оборудование доступных мест общественного пользования (туалетов)».
- Раздел «Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса об оказании
государственной услуги и при получении результата оказания государственной услуги».
Указано: «Время ожидания личного приема в очереди должно составлять не более 45 минут», что значительно превышает сроки, определенные для приема в других управлениях при оказании государственных услуг. Эксперты считают возможным и необходимым сократить время ожидания, учитывая простоту услуги и минимальный пакет представляемых документов.
- При наличии показателей доступности и качества муниципальных услуг не указаны целевые значения и динамика их изменений. Поэтому, по мнению экспертов, сложно оценивать качество и эффективность работы управления с точки зрения оказания услуги.
Наименование органа государственной власти, предоставляющего государственную услугу:
Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Предметом экспертизы стал следующий Административный регламент предоставления государственных услуг:
- «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в письменной или устной форме, принятия по ним решения и направления заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок».
В целом регламент написан понятным языком, имеет четкую структуру.
Положительными признаками являются:
В разделе «Требования к помещениям, в которых предоставляются государственные услуги» указаны следующие параметры:
- места для проведения приема граждан оборудуются: противопожарной системой и средствами пожаротушения; системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации;
- в местах предоставления государственных услуг предусматривается оборудование доступных мест общественного пользования (туалетов) и хранения верхней одежды граждан;
- оформление визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления государственной услуги должно соответствовать оптимальному зрительному и слуховому восприятию информации гражданами.
Среди разделов, получивших со стороны экспертов отрицательную оценку и соответственно требующих внесения изменений, были названы следующие:
- Раздел «При ответах на телефонные звонки и устные обращения граждан…»
По мнению экспертов, раздел необходимо дополнить следующими параметрами:
«Информация, включающая фамилию, имя, отчество и должность работника, принявшего телефонный звонок. Время разговора не должно превышать 10 минут».
При наличии показателей доступности и качества муниципальных услуг не указаныцелевые значения и динамика их изменений. Поэтому, по мнению экспертов, сложно оценивать качество и эффективность работы управления с точки зрения оказания услуги.