«Партнёрство для «Гавроша» (2005г., 2006г.)

Отработать на практике совместно с персоналом представленные технологии организации воспитательной работы и оказания социально-психологической помощи детям.

Деятельность по проекту

Первый этап

1. Диагностика

— Проведена рабочая встреча на базе социально-реабилитационного центра «Гаврош». Определены и проанализированы потребности специалистов и воспитанников в инновационных методах и подходах к организации познавательной, досуговой деятельности, социально-психологической помощи.

(Собеседование с персоналом, анализ планов воспитательной работы, наблюдение).

— Выявлены проблемные зоны и приоритетные направления будущей совместной деятельности с использованием технологии «Открытое пространство». В работе задействован персонал и воспитанники детского дома, что позволило учесть интересы всех сторон и заложить основу для дальнейшего формирования единого гармоничного пространства.

Данная технология позволила объединить усилия воспитанников и персонала по поиску приемлемых для всех способов решения проблем, обеспечить взаимопонимание между воспитанниками, персоналом и тренерами-консультантами на начальном этапе и их активное участие во всех мероприятиях.

2. Презентация программы предполагаемых направлений и форм совместной работы.

3. Корректировка и согласование планов и технических условий реализации проекта.

Второй этап.

1. Обучающий блок.

— Тема: «Развивающая досуговая деятельность» (3 дня). Семинар предполагал знакомство с методами и формами организации коллективно-творческих дел (КОНОП, «Юниор-банк», «Ключ старого леса», «Кругосветка» и т.п.). Данные технологии направлены на стимулирование познавательной активности воспитанников, развитие организаторских и лидерских способностей, умение работать в команде, осознание ответственности за принятые решения и создание атмосферы взаимного доверия между детьми и персоналом.

— Тема: «Адаптация вновь прибывших детей в центр» (2 дня).

— Тема: «Совершенствование навыков практической работы в сфере оказания социально-психологической помощи воспитанникам» (2 дня). Семинар направлен на освоение специалистами форм работы с частными проблемами: агрессивностью, конфликтностью, замкнутостью, низкой самооценкой, зависимостью и др.

— Тема «Эффективность организации работы в условиях социально-реабилитационного центра» (2 дня). Семинар направлен на выявление факторов, влияющих на эффективность работы специалистов, а также на профилактику и коррекцию их последствий; работа по установлению и поддержанию контакта специалиста с ребёнком; повышение психологической устойчивости коллектива сотрудников через профилактику профессионального выгорания специалистов и формирование поддерживающего коллектива детского учреждения. Знакомство с конкретными методиками: «Автопортрет», «Мозаика», «Война», вербализация страхов, «Саморефлексия».

— Тема: технология «Импульс» (3 дня). Основной задачей тренинга является знакомство с методиками и формами включения детей в общественно-полезную деятельность как внутри социально-реабилитационного центра «Гаврош», так и в местном сообществе, развитие самоуправления, поддержание высокого позитивного эмоционального фона и познавательной активности воспитанников на протяжении длительного периода времени.

2. Практическая деятельность продемонстрировала принципы и методы работы с воспитанниками социально-реабилитационного центра «Гаврош» и отработку навыков персоналом через организацию практической деятельности с воспитанниками.

— Открытые занятия с детьми. Цель — стимулирование познавательных процессов.

— Мастер-класс по адаптации вновь прибывших детей в детском доме.

— Открытое занятие по профилактике алкогольной и наркотической зависимости.

— Мастер-класс по применению арт-методов: рисование, лепка, драма, танцевальная и сказка-терапия.

— Открытое занятие «Единство моих прав и обязанностей».

— Практическая работа с персоналом и воспитанниками по разработке конкретных мероприятий.

— Самостоятельная реализация персоналом разработанных мероприятий для воспитанников.

— Организация и проведение Летней интеграционной школы.

Третий этап.

1. Мониторинг реализации проекта.

— С учётом результатов мониторинга, проводимого через 3 месяца после начала работы по проекту, были скорректированы имеющиеся и включены дополнительные информационные и практические блоки.

— Итоги мониторинга позволили сделать заключение о готовности всех структурных подразделений социально-реабилитационного центра «Гаврош» к разработке мероприятий и их выполнения в течение учебного года.

2. Подведение итогов реализации проекта.

— Выявлены позитивные устойчивые изменения в работе социально-реабилитационного центра «Гаврош».

3. Дистанционное консультирование и сопровождение в течение всего проекта.

Цель и задачи проекта (2 год)

Цель: содействие персоналу центра «Гаврош» в формировании и внедрении воспитательной системы на основе проектного подхода.

Задачи:

1. Супервизия проекта, разработанного специалистами центра и реализуемого на базе «Гавроша», как комплекса, направленного на формирование воспитательной системы.

2. Способствовать профессиональному росту специалистов центра.

3. Содействовать созданию команды из числа наиболее активных и профессионально подготовленных специалистов центра, как гаранта устойчивости воспитательной системы и дальнейшей самостоятельной организации проектной деятельности.

Деятельность по проекту

Полученные результаты в ходе реализации проекта в 2005 году подтвердили точность выбранного специалистами центра и тренерами направленного развития воспитательной системы и учреждения в целом. Приобретенные специалистами центра знания и умения позволили перейти на следующий этап внедренческой деятельности — соуправление развитием воспитательного процесса. Определение цели и задач проекта исходит из логики последовательного развертывания деятельности:

1) Получение необходимых знаний и умений по педагогическим технологиям и проектированию.

2) Отработка навыков оперативного управления проектом, с использованием полученных педагогических технологий при супервизии со стороны организации партнёра (АКОО «ПОИ»).

3) Самостоятельное проектирование развития социального учреждения и управление проектом, используя полученные на двух предыдущих этапах знания, умения и навыки.

Содействие персоналу центра в формировании и внедрении воспитательной системы происходило посредством как дистанционного, так и очного консультирования, обучения на семинарах, мониторинга и корректировки деятельности с учётом выявленных проблем, то есть системы супервизии.

Каждый блок, представленный в проекте, составлен с учётом специфики учреждения, организационных задач и делового взаимодействия.

Для организации стажировок для специалистов центра в городах СФО были выбраны организации, соответствующей специфики (не менее 1 НКО и 1 муниципального или государственного учреждения). Отбор участников проводился на основе конкурса заявок. Данный механизм предложен для снятия возможных конфликтов при выборе кандидатов на стажировки, а также для отработки навыков подготовленных заявок, описания технической деятельности и т. д., что в последующем позволит подготовить более качественные материалы для брошюры и последующие заявки центра.

Оценка результатов проекта

Задача №1. Сформировать у персонала центра «Гаврош» единое представление о процессе гармонизации личности ребёнка для выстраивания всей воспитательной работы на основе общих подходов.

Задача №2. Познакомить персонал с наиболее эффективными методами стимулирования саморазвития, повышения активности и интереса к общественно-полезной деятельности воспитанников социально-реабилитационного центра «Гаврош» как основы формирования навыков  независимой  жизни.

Можно отметить следующие препятствия, с которыми воспитатели столкнулись при выполнении проектов. Ранжирование трудностей, с которыми столкнулись воспитатели, по трём категориям: планирование, мониторинг, организация, показало, что основные трудности дальнейшего развития связаны с функцией планирования и организации на уровне согласования деятельности воспитателей, узких специалистов, организации взаимодействия с внешней средой.

Рекомендации после анализа текущей ситуации:

  • совместное планирование занятий с узкими специалистами,
  • отработка навыков постановки целей и задач (все вспомогательные материалы даны в рабочей тетради),
  • для младшей группы — расширить среду повседневной деятельности, чтобы сократить адаптационный период, проведение совместных мероприятий средней и младшей группы,
  • определить для себя зону незнания и использовать таблицу самообразования для повышения профессионализма,
  • ввести систему мониторинга развития и оценки деятельности воспитателей,
  • скорректировать график работы узких специалистов.

Задача №3. Отработать на практике совместно с персоналом представленные технологии организации воспитательной работы и оказания социально-психологической помощи детям.

Результаты: 

  • Персоналу центра представлены 5 методик работы с детьми, которые внедрены в практику работы при непосредственном участии тренеров. Это:

а) программа адаптации детей,

б) проектирование воспитательной деятельности,

в) стимулирование познавательной активности,

г) развитие временного детского коллектива,

д) моделирование воспитательного процесса на основе стандартных правил развивающих и дидактических игр;

  • По завершению проекта воспитатели, прошедшие подготовку, могут самостоятельно использовать данные приёмы в своей работе.
  • 18 методических приёмов, представленных в ходе семинаров, были применены в практической деятельности воспитателей.

Количественные показатели

Итоговый результат

Качественные показатели

В проекте примут участие не менее 4 тренеров-консультантов из 2 НКО Алтайского края

Достигнуты полностью

— специалисты центра «Гаврош» получили аккумулированный опыт некоммерческих организаций Алтайского края по работе с детьми

Проведено 1 массовое мероприятие по технологии «Открытое пространство» с количеством участников не менее 60 человек (персонал и воспитанники «Гавроша»)

Достигнуты полностью

— произошло выстраивание общих коммуникаций

и доверительных отношений между персоналом

и воспитанниками в процессе совместной деятельности,

— обозначено проблемное поле, воспринимаемое и педагогами и воспитанниками,

— совместно выработаны пути решения проблем,

— повысилась мотивация и включение в дальнейшую работу по проекту на личностном уровне

Проведено 5 семинаров-тренингов, не менее 2-х мастер-классов  и 2-х открытых занятий

Достигнуты полностью

— специалисты центра получили практический опыт организации работы по следующим направлениям: профессиональный рост, установление и поддержание контакта с воспитанниками, организация практической общественно-полезной, познавательной деятельности

Проведена «Интеграционная Летняя школа» с участием 10-ти воспитанников и 2-х специалистов центра

Достигнуты полностью

— участники Школы получили навыки самообслуживания, общения с природой, толерантного общения с детьми с ограниченными возможностями, знания об экологии, биоразнообразии и истории Горного Алтая

Проведён цикл семинаров с участием не менее 30-ти человек специалистов центра «Гаврош»

Показатели ниже запланированных

в проекте,

участвовало 22 человека

— сформированы навыки по организации массовой и индивидуальной работы с детьми,

— отработаны практические навыки оказания социально-психологической помощи детям,

— специалисты центра расширили используемый набор приёмов стимулирования познавательной активности детей

Подготовлено совместно со специалистами центра не менее 5-ти мероприятий

Показатели превысили запланированные,

подготовлено и проведено 8 мероприятий

— отработаны навыки организационной деятельности, направленной на повышение социальной адаптации воспитанников и выработке навыков самостоятельной независимой жизни

В качестве организаторов мероприятий примет участие не менее 20-ти воспитанников центра

Достигнуты полностью

— сформирована группа активистов из воспитанников центра,

— продемонстрирован положительный результат совместной деятельности,

— у других подростков появилось желание и интерес к участию в подобных мероприятиях

Дано не менее 20-ти индивидуальных и коллективных консультаций специалистов

Достигнуты полностью

— даны чёткие рекомендации по решению конкретных проблем, с которыми сталкиваются специалисты центра,

— выработана индивидуальная позиция специалиста по определённым вопросам,

— сформированы приоритеты для дальнейшего профессионального роста специалистов центра

Специалисты центра «Гаврош» получат комплекты раздаточных материалов с методическими рекомендациями и практическими наработками

 

Достигнуты полностью

— персонал на основе полученных материалов может самостоятельно продолжать работу по совершенствованию навыков оказания помощи детям с использованием выданных технологий