Отработать на практике совместно с персоналом представленные технологии организации воспитательной работы и оказания социально-психологической помощи детям.
Деятельность по проекту
Первый этап
1. Диагностика
— Проведена рабочая встреча на базе социально-реабилитационного центра «Гаврош». Определены и проанализированы потребности специалистов и воспитанников в инновационных методах и подходах к организации познавательной, досуговой деятельности, социально-психологической помощи.
(Собеседование с персоналом, анализ планов воспитательной работы, наблюдение).
— Выявлены проблемные зоны и приоритетные направления будущей совместной деятельности с использованием технологии «Открытое пространство». В работе задействован персонал и воспитанники детского дома, что позволило учесть интересы всех сторон и заложить основу для дальнейшего формирования единого гармоничного пространства.
Данная технология позволила объединить усилия воспитанников и персонала по поиску приемлемых для всех способов решения проблем, обеспечить взаимопонимание между воспитанниками, персоналом и тренерами-консультантами на начальном этапе и их активное участие во всех мероприятиях.
2. Презентация программы предполагаемых направлений и форм совместной работы.
3. Корректировка и согласование планов и технических условий реализации проекта.
Второй этап.
1. Обучающий блок.
— Тема: «Развивающая досуговая деятельность» (3 дня). Семинар предполагал знакомство с методами и формами организации коллективно-творческих дел (КОНОП, «Юниор-банк», «Ключ старого леса», «Кругосветка» и т.п.). Данные технологии направлены на стимулирование познавательной активности воспитанников, развитие организаторских и лидерских способностей, умение работать в команде, осознание ответственности за принятые решения и создание атмосферы взаимного доверия между детьми и персоналом.
— Тема: «Адаптация вновь прибывших детей в центр» (2 дня).
— Тема: «Совершенствование навыков практической работы в сфере оказания социально-психологической помощи воспитанникам» (2 дня). Семинар направлен на освоение специалистами форм работы с частными проблемами: агрессивностью, конфликтностью, замкнутостью, низкой самооценкой, зависимостью и др.
— Тема «Эффективность организации работы в условиях социально-реабилитационного центра» (2 дня). Семинар направлен на выявление факторов, влияющих на эффективность работы специалистов, а также на профилактику и коррекцию их последствий; работа по установлению и поддержанию контакта специалиста с ребёнком; повышение психологической устойчивости коллектива сотрудников через профилактику профессионального выгорания специалистов и формирование поддерживающего коллектива детского учреждения. Знакомство с конкретными методиками: «Автопортрет», «Мозаика», «Война», вербализация страхов, «Саморефлексия».
— Тема: технология «Импульс» (3 дня). Основной задачей тренинга является знакомство с методиками и формами включения детей в общественно-полезную деятельность как внутри социально-реабилитационного центра «Гаврош», так и в местном сообществе, развитие самоуправления, поддержание высокого позитивного эмоционального фона и познавательной активности воспитанников на протяжении длительного периода времени.
2. Практическая деятельность продемонстрировала принципы и методы работы с воспитанниками социально-реабилитационного центра «Гаврош» и отработку навыков персоналом через организацию практической деятельности с воспитанниками.
— Открытые занятия с детьми. Цель — стимулирование познавательных процессов.
— Мастер-класс по адаптации вновь прибывших детей в детском доме.
— Открытое занятие по профилактике алкогольной и наркотической зависимости.
— Мастер-класс по применению арт-методов: рисование, лепка, драма, танцевальная и сказка-терапия.
— Открытое занятие «Единство моих прав и обязанностей».
— Практическая работа с персоналом и воспитанниками по разработке конкретных мероприятий.
— Самостоятельная реализация персоналом разработанных мероприятий для воспитанников.
— Организация и проведение Летней интеграционной школы.
Третий этап.
1. Мониторинг реализации проекта.
— С учётом результатов мониторинга, проводимого через 3 месяца после начала работы по проекту, были скорректированы имеющиеся и включены дополнительные информационные и практические блоки.
— Итоги мониторинга позволили сделать заключение о готовности всех структурных подразделений социально-реабилитационного центра «Гаврош» к разработке мероприятий и их выполнения в течение учебного года.
2. Подведение итогов реализации проекта.
— Выявлены позитивные устойчивые изменения в работе социально-реабилитационного центра «Гаврош».
3. Дистанционное консультирование и сопровождение в течение всего проекта.
Цель и задачи проекта (2 год)
Цель: содействие персоналу центра «Гаврош» в формировании и внедрении воспитательной системы на основе проектного подхода.
Задачи:
1. Супервизия проекта, разработанного специалистами центра и реализуемого на базе «Гавроша», как комплекса, направленного на формирование воспитательной системы.
2. Способствовать профессиональному росту специалистов центра.
3. Содействовать созданию команды из числа наиболее активных и профессионально подготовленных специалистов центра, как гаранта устойчивости воспитательной системы и дальнейшей самостоятельной организации проектной деятельности.
Деятельность по проекту
Полученные результаты в ходе реализации проекта в 2005 году подтвердили точность выбранного специалистами центра и тренерами направленного развития воспитательной системы и учреждения в целом. Приобретенные специалистами центра знания и умения позволили перейти на следующий этап внедренческой деятельности — соуправление развитием воспитательного процесса. Определение цели и задач проекта исходит из логики последовательного развертывания деятельности:
1) Получение необходимых знаний и умений по педагогическим технологиям и проектированию.
2) Отработка навыков оперативного управления проектом, с использованием полученных педагогических технологий при супервизии со стороны организации партнёра (АКОО «ПОИ»).
3) Самостоятельное проектирование развития социального учреждения и управление проектом, используя полученные на двух предыдущих этапах знания, умения и навыки.
Содействие персоналу центра в формировании и внедрении воспитательной системы происходило посредством как дистанционного, так и очного консультирования, обучения на семинарах, мониторинга и корректировки деятельности с учётом выявленных проблем, то есть системы супервизии.
Каждый блок, представленный в проекте, составлен с учётом специфики учреждения, организационных задач и делового взаимодействия.
Для организации стажировок для специалистов центра в городах СФО были выбраны организации, соответствующей специфики (не менее 1 НКО и 1 муниципального или государственного учреждения). Отбор участников проводился на основе конкурса заявок. Данный механизм предложен для снятия возможных конфликтов при выборе кандидатов на стажировки, а также для отработки навыков подготовленных заявок, описания технической деятельности и т. д., что в последующем позволит подготовить более качественные материалы для брошюры и последующие заявки центра.
Оценка результатов проекта
Задача №1. Сформировать у персонала центра «Гаврош» единое представление о процессе гармонизации личности ребёнка для выстраивания всей воспитательной работы на основе общих подходов.
Задача №2. Познакомить персонал с наиболее эффективными методами стимулирования саморазвития, повышения активности и интереса к общественно-полезной деятельности воспитанников социально-реабилитационного центра «Гаврош» как основы формирования навыков независимой жизни.
Можно отметить следующие препятствия, с которыми воспитатели столкнулись при выполнении проектов. Ранжирование трудностей, с которыми столкнулись воспитатели, по трём категориям: планирование, мониторинг, организация, показало, что основные трудности дальнейшего развития связаны с функцией планирования и организации на уровне согласования деятельности воспитателей, узких специалистов, организации взаимодействия с внешней средой.
Рекомендации после анализа текущей ситуации:
- совместное планирование занятий с узкими специалистами,
- отработка навыков постановки целей и задач (все вспомогательные материалы даны в рабочей тетради),
- для младшей группы — расширить среду повседневной деятельности, чтобы сократить адаптационный период, проведение совместных мероприятий средней и младшей группы,
- определить для себя зону незнания и использовать таблицу самообразования для повышения профессионализма,
- ввести систему мониторинга развития и оценки деятельности воспитателей,
- скорректировать график работы узких специалистов.
Задача №3. Отработать на практике совместно с персоналом представленные технологии организации воспитательной работы и оказания социально-психологической помощи детям.
Результаты:
- Персоналу центра представлены 5 методик работы с детьми, которые внедрены в практику работы при непосредственном участии тренеров. Это:
а) программа адаптации детей,
б) проектирование воспитательной деятельности,
в) стимулирование познавательной активности,
г) развитие временного детского коллектива,
д) моделирование воспитательного процесса на основе стандартных правил развивающих и дидактических игр;
- По завершению проекта воспитатели, прошедшие подготовку, могут самостоятельно использовать данные приёмы в своей работе.
- 18 методических приёмов, представленных в ходе семинаров, были применены в практической деятельности воспитателей.
Количественные показатели
|
Итоговый результат |
Качественные показатели |
В проекте примут участие не менее 4 тренеров-консультантов из 2 НКО Алтайского края |
Достигнуты полностью |
— специалисты центра «Гаврош» получили аккумулированный опыт некоммерческих организаций Алтайского края по работе с детьми |
Проведено 1 массовое мероприятие по технологии «Открытое пространство» с количеством участников не менее 60 человек (персонал и воспитанники «Гавроша») |
Достигнуты полностью |
— произошло выстраивание общих коммуникаций и доверительных отношений между персоналом и воспитанниками в процессе совместной деятельности, — обозначено проблемное поле, воспринимаемое и педагогами и воспитанниками, — совместно выработаны пути решения проблем, — повысилась мотивация и включение в дальнейшую работу по проекту на личностном уровне |
Проведено 5 семинаров-тренингов, не менее 2-х мастер-классов и 2-х открытых занятий |
Достигнуты полностью |
— специалисты центра получили практический опыт организации работы по следующим направлениям: профессиональный рост, установление и поддержание контакта с воспитанниками, организация практической общественно-полезной, познавательной деятельности |
Проведена «Интеграционная Летняя школа» с участием 10-ти воспитанников и 2-х специалистов центра |
Достигнуты полностью |
— участники Школы получили навыки самообслуживания, общения с природой, толерантного общения с детьми с ограниченными возможностями, знания об экологии, биоразнообразии и истории Горного Алтая |
Проведён цикл семинаров с участием не менее 30-ти человек специалистов центра «Гаврош» |
Показатели ниже запланированных в проекте, участвовало 22 человека |
— сформированы навыки по организации массовой и индивидуальной работы с детьми, — отработаны практические навыки оказания социально-психологической помощи детям, — специалисты центра расширили используемый набор приёмов стимулирования познавательной активности детей |
Подготовлено совместно со специалистами центра не менее 5-ти мероприятий |
Показатели превысили запланированные, подготовлено и проведено 8 мероприятий |
— отработаны навыки организационной деятельности, направленной на повышение социальной адаптации воспитанников и выработке навыков самостоятельной независимой жизни |
В качестве организаторов мероприятий примет участие не менее 20-ти воспитанников центра |
Достигнуты полностью |
— сформирована группа активистов из воспитанников центра, — продемонстрирован положительный результат совместной деятельности, — у других подростков появилось желание и интерес к участию в подобных мероприятиях |
Дано не менее 20-ти индивидуальных и коллективных консультаций специалистов |
Достигнуты полностью |
— даны чёткие рекомендации по решению конкретных проблем, с которыми сталкиваются специалисты центра, — выработана индивидуальная позиция специалиста по определённым вопросам, — сформированы приоритеты для дальнейшего профессионального роста специалистов центра |
Специалисты центра «Гаврош» получат комплекты раздаточных материалов с методическими рекомендациями и практическими наработками
|
Достигнуты полностью |
— персонал на основе полученных материалов может самостоятельно продолжать работу по совершенствованию навыков оказания помощи детям с использованием выданных технологий |