Межрегиональный форум «СО НКО: новые возможности и формат деятельности»

Подведены итоги Межрегионального форума «СО НКО: новые возможности и формат деятельности», который прошёл в Барнауле 29-30 мая 2014 года.

Организаторами было принято решение сформулировать итоги форума в виде открытого письма.

ОТКРЫТОЕ  ПИСЬМО

от участников форума НКО Алтайского края

г.Барнаул, май 2014г.

29-30 апреля в Барнауле прошел Межрегиональный форум «СО НКО: новые возможности и формат деятельности», организатором которого стала Алтайская краевая общественная организация «Поддержка общественных инициатив» при участии Департамента Администрации Алтайского края по связям с институтами гражданского общества и Общественной палаты Алтайского края.

Форум собрал порядка 80 человек из 50 некоммерческих организаций края, руководителей Общественных палат Барнаула, Бийска, Новосибирска, Кемерово, экспертов из Москвы, Новосибирска, Перми и городов Сибирского федерального округа.

В течение двух дней с участием представителей органов исполнительной власти региона общественники обсуждали участие НКО в повышении качества предоставления социальных услуг путем участия в независимой оценке учреждений социальной сферы и мониторинга качества социальных услуг, а также барьеры и перспективы выхода НКО на рынок социальных услуг в качестве равноправного партнера государственных и коммерческих структур.

Итогом двух дней работы стал ряд предложений, рекомендаций и общих выводов, сформулированных участниками форума. Сферу социальных услуг, по общему мнению всех спикеров, необходимо развивать и совершенствовать, поскольку это важный компонент развития общества и государства. В настоящий момент для социально ориентированных НКО открываются большие возможности в силу того, что и государственная политика нацелена на привлечение некоммерческих организаций как в сферу предоставления социальных услуг населению, так и к оценке и улучшению качества услуг, предоставляемых учреждениями и организациями социальной сферы. При этом если у государственных учреждений и НКО партнерские отношения уже каким-то образом сложились, то население еще мало осведомлено о деятельности некоммерческих организаций, услугах, которые они оказывают гражданам. В связи с этим необходимо создавать дружественное информационное пространство, повышающее интерес к НКО и осведомленность общества об их деятельности.

Подводя итог форума, можно сделать вывод о том, что некоммерческий сектор должен стать полноправным конкурентом на рынке оказания услуг населению и партнером государственного сектора по повышению качества предоставляемых услуг. Но это возможно лишь при условии, что он получит достойную поддержку со стороны органов государственной власти, законодательства, будет сформирован государственный заказ к СО НКО, прописаны механизмы привлечения некоммерческих организаций к выполнению социальных услуг, у специалистов некоммерческого сектора появится возможность повышения квалификации и своих профессиональных навыков.

В ходе обмена опытом по реализации пилотных проектов в Пермском, Красноярском и Алтайском краях, Новосибирской и Кемеровской областях участники форума выделили ряд направлений, требующих особого внимания и действий со стороны всех заинтересованных сторон: исполнительной власти всех уровней, общественных институтов и некоммерческих организаций.

Рекомендации по результатам работы форума

Некоммерческим организациям:

1. Сформировать перечень услуг, оказываемых клиентским группам.

2.Описать успешные практики оказания услуг населению.

3.Начать работу по стандартизации услуг.

4.Активизировать участие в общественных и попечительских советах.

5.Включаться в систему общественной оценки и публичный мониторинг учреждений и организаций, представляющих интерес для целевой группы некоммерческой организации.

6. Описать успешные практики проведения общественной оценки и публичных мониторингов.

7. Информировать население об услугах, которые может оказать и предоставляет на сегодняшний день организация.

Общественной палате Алтайского края:

1. Изменить подход к формированию Общественных советов, не просто согласовывать кандидатуры членов советов, а участвовать в их формировании посредством сбора заявок от НКО и направления списков в профильные управления.

2. Создать координационный Совет из председателей Общественных советов при органах исполнительной власти для решения межведомственных вопросов. На сегодняшний день это вопрос выработки подходов к независимой оценке учреждений социальной сферы.

3. Создать на сайте палаты раздел общественная экспертиза, оценка и мониторинг для размещения практики по вопросам экспертизы, оценки, проводимой некоммерческими организациями и общественными институтами (муниципальные палаты, Общественные советы).

4. Создать рабочую группу, в чьи полномочия будет включен анализ предоставления муниципалитетами помещений для НКО, а также мониторинг их использования с публичным освещением этой темы.

Инициировать через представителя Алтайского края в Общественной палате Российской Федерации следующие направления:

1. Обучение для СО НКО, оказывающих или планирующих оказывать услуги населению, предусматривающих следующие темы: формирование и стандартизация услуги; тарификация и ценообразование услуги; участие в торгах и подготовка заявок; маркетинг услуг.

2. Направить в органы федеральной власти предложения:

—  разработать механизмы прямого или косвенного финансового обеспечения оказания услуг населению социально ориентированными некоммерческими организациями и передачи им части ресурсов (частичное разгосударствление) необходимых для оказания услуг.

— разработать организационно-правовые механизмы получения банковских кредитов НКО, участвующих в социальном заказе.

— создать и финансировать новую инфраструктуру по типу бизнес инкубатора, поддерживающую НКО, оказывающие услуги населению, и способствующие развитию сферы социальных услуг.

— предусмотреть на первом этапе систему преференций для НКО, оказывающих социальные услуги (по примеру преференций для малого бизнеса).

— снять неравенства по отношению НКО к другим субъектам, например, социальные работники государственных и муниципальных учреждений имеют право: на бесплатный проезд в городском транспорте, без очереди получать услуги в государственных и муниципальных учреждениях для своих клиентов (поликлиники, комитеты социальной защиты населения и т.д.).

Органам исполнительной власти Алтайского края:

1. В рамках конкурса грантов Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, проводимого в рамках Подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» в Государственной программе Алтайского края «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы предусмотреть поддержку деятельности СО НКО направленной на развитие и оказание услуг для населения.

2. Предусмотреть полноценное участие НКО в реализации региональных целевых отраслевых программ. СО НКО заявлены как соисполнители в отраслевых программах, но по факту к их реализации не привлекаются и денег на реализацию мероприятий, заложенных в программах, не получают.

3. Создание и финансирование новой инфраструктуры (по типу бизнес инкубатора), поддерживающей НКО, оказывающих услуги населению, и способствующей развитию сферы социальных услуг.

4. Создать на портале НКО раздел «Общественная экспертиза, оценка и мониторинг» для размещения практики по вопросам экспертизы, оценки, проводимой некоммерческими организациями и общественными институтами (муниципальные палаты, Общественные советы), а также инструментария и методик для их проведения.

5. Организовать и провести обучение для СО НКО, оказывающих или планирующих оказывать услуги населению, предусматривающее следующие темы: формирование и стандартизация услуги; тарификация и ценообразование услуги; участие в торгах и подготовка заявок; маркетинг услуг.

6. Провести анализ работы Общественных советов в социальной сфере, обратив внимание на качественный состав Общественных советов, практическую пользу для населения региона от принятых советом решений, а также наличие нормативных актов, дающих полномочия проводить независимую экспертизу.

7. Пересмотреть порядок формирования Общественных советов для более эффективной работы с учетом новых функций, а именно разработки, внедрению и систематическому проведению независимой оценки.

8. Организовать и провести обучение для членов Совета по вопросам принципов, процедур и методик независимой оценки.

9. Профильным Управлениям провести предварительную разъяснительную работу с руководителями учреждений и организаций, подпадающих под независимую оценку, с информированием о принципах, процедурах и методиках независимой оценки.