«Импульс» (2002г.)

Сроки исполнения проекта:  15 сентября — 31 декабря 2002г.

Цель проекта: объединение усилий некоммерческих организаций, органов по работе с молодёжью, педагогических коллективов для практического применения инновационных методов работы по развитию социальной активности молодёжи и подростков.

Задачи:

— Познакомить организаторов добровольческого движения сети МОФ СЦПОИ с правилами проведения и подготовки деятельностно-ролевой игры «Импульс».
— Подготовить и издать методический материал по подготовке и организации игры «Импульс».

Стратегия достижения поставленных целей.
Алтайский край на время реализации проекта становится экспериментальной площадкой МОФ СЦПОИ по отработке предложенной технологии. На территории г.Барнаула за счёт средств СЦПОИ в реальном времени пройдёт начальный этап: стартовая игра, командный конкурс и День добровольца (5 декабря).
Для внедрения технологии «Импульс» в регионах СФО планируется подготовка руководителей добровольческих программ представительств МОФ СЦПОИ на двухдневном семинаре.
Для практического использования педагогами и руководителями детских и подростковых организаций деятельностно-ролевой игры «Импульс» будет подготовлена и издана брошюра, в которую войдёт материал по добровольческому движению, пошаговое описание подготовки и проведения игры «Импульс» (см. приложение), методические разработки отдельных её этапов, примерные сценарные планы, практические задания.
Брошюра будет распространена по школам и библиотекам края, через органы по делам молодёжи, по сети координаторов детского и подросткового движения, по сети ресурсных центров для некоммерческих организаций, работающих с молодёжью.Руководитель проекта: Корнилович Владимир Адамович
Технология «Импульс» по активизации добровольческой деятельности подростков предполагала запуск саморазвивающегося процесса и формирование социального механизма воспитания путём объединения усилий некоммерческих организаций, органов по работе с молодёжью, педагогических работников. Результаты пилотной проверки выдвинутых при построении технологического процесса научных обоснований и практических задач показали реальность прогнозов развития социальной активности и количественных показателей. Ожидаемые результаты проекта достигнуты в полном объёме, некоторые даже с превышением количественных показателей. В социальном плане: увеличилась социальная база добровольческого движения за счёт новых целевых групп: учащие ПТУ, школ, техникумов; государственные и некоммерческие организации обеспечены общей методической базой для дальнейшего объединения усилий по развитию социальной активности молодёжи и подростков.Таблица 1. Ожидаемые и полученные количественные результаты

ожидаемые полученные
Проведение 2-х дневного семинара для 20-ти руководителей добровольческих программ 11-ти представительств СЦПОИ — 12 городов,
— 24 человека
В семинаре примут участие 30 добровольцев из трёх НКО г.Барнаула — 3 НКО,
— 31 доброволец
Издана брошюра с методическими рекомендациями по подготовке и проведению организационно деятельностной игры «Импульс» — 500 экземпляров
В реализации проекта примут участие 10 школ г.Барнаула — 41 школа
Стартовая игра позволит сформировать 10 команд добровольцев по 20 человек (200 чел.) — 41 команда,
— 330 человек
День Добровольца будет отмечен 10 добровольческими акциями молодёжи — каждая команда провела
по одной пробной акции,
— Ассамблея школьных парламентов подготовила
и провела 3 масштабные акции
В вечере добровольцев примут участие не менее 500 человек — 800 человек

Активное привлечение государственных учреждений к реализации проекта, отличная организация и масштаб охвата молодёжи позволили получить поддержку и взаимопонимание со стороны государственных органов в ходе подготовки Весенней Недели Добра. При подготовке краевой программы «Дети Алтая» на 2003-2006гг. были включены разделы по организации добровольческих отрядов на территории края и обучение организаторов, что является побочным, но достаточно значимым достижением реализации проекта.
Выдвигая в проекте гипотезу о том, что обеспечение участия населения и классических институтов воспитания в социализации подрастающего поколения и условиях социокультурного кризиса возможно с помощью институциональных структур — социального механизма воспитания, мы придавали большое значение использованию инструментария социальной инженерии, социальным технологиям.
Задаваемый образовательный и технологический уровень модели социального механизма воспитания определил характер нашего подхода к определению особенностей работы педагогов, общественников над содержанием и реализацией технологической цепи, что достаточно подробно описано в изданной по проекту книге «Социальный механизм воспитания в условиях трансформации (технология «Импульс»)».
Апробирование основных положений технологии было осуществлено на основе ряда работ научно-практического характера. В ходе обучающего семинара для координаторов детского и подросткового движения, руководителей добровольческих программ из 12-ти городов Сибирского федерального округа изучение возможностей практического применения технологии в условиях региональной социокультурной ситуации проводилось в каждом из городов по различным вариантам: локального использования (на базе одной или двух школ) учебного и стимулирующего компонентов технологии. В данном случае не ставилась задача формирования социального механизма воспитания; формирование партнёрских отношений между системой образования и некоммерческими организациями на основе коалиционных мероприятий, включённых в технологический процесс; передача технологии другим организациям, на базе которых действуют добровольческие программы.
Реализация проекта на базовой территории в г.Барнауле осуществлялась совместно с комитетом по образованию администрации города. За отличную организацию совместной работы и воспитательный эффект программы руководитель проекта был отмечен благодарственным письмом администрации города и комитета по образованию.
Для реализации проекта на всём его протяжении важной оставалась роль оргпроектировщика. Функции, которого требовали постоянного удержания во внимании приоритетов добровольческого движения, общее видение целей и запланированных результатов всей совместной работы. В связи с этим, на практике был применен метод социокультурного проектирования в сочетании с модифицированным методом включенного наблюдения, предполагающим активное участие разработчика в качестве организатора и руководителя всего процесса моделирования социальной структуры.
В силу того, что в качестве испытательной площадки полного цикла технологического процесса был обозначен г.Барнаул, соответственно количественные замеры проводились только в нём. Для рассмотрения динамики развития проекта в плане информационного обеспечения, первичного количества участников добровольческих команд и итоговые показатели эффективности использования предложенных в технологии методов и приёмов воздействия мы предлагаем следующую таблицу:

Таблица 2. Динамика развития проекта

направление мероприятия количество участников
информационное обеспечение проекта семинары, рабочие встречи — 87 зам. директоров
по воспитательной работе школ города;
— 53 старших вожатых;
— 97 членов школьного самоуправления;
— 117 общее количество школ г. Барнаула
(включая неполные, специальные, сменные)
формирование добровольческих команд
на базе школ
стартовая игра — 3 района города;
— 41 школа;
— 330 школьников
творческие конкурсы, вечер добровольцев — 5 районов города;
— 800 участников вечера
количественный замер эффективности технологии Весенняя Неделя Добра — 73 школы;
— 30 194 добровольца — это 63,7% от общего количества добровольцев в целом по краю  (47 419 чел.)

Основываясь на количественных показателях, можно сделать вывод о точности подбора организационных методов и управленческих приёмов, обеспечивших высокие показатели «на выходе». Общая воспитательная задача согласуется с социальным заказом государства и его ориентации на построение гражданского общества и, в свою очередь, получает поддержку с его стороны. Воспитание гражданского мировоззрения и самоопределение подростков, в конечном счёте, закладывает основы для формирования и функционирования институтов гражданского общества.
Полученные результаты подтверждают предварительные выводы о том, что:

  1. социальные технологии позволяют обеспечить управляемость процесса социализации и сформировать институциональную структуру социального воспроизводства;
  2. добровольческое движение обеспечивает интеграцию подсистем общества на уровне идеологии и социальной практики;
  3. результаты технологии достигаются при реализации всего комплекса включенных взаимосвязанных мероприятий: отдельные элементы, применяемые на практике, выполняют только узконаправленные задачи;
  4. игровая деятельность и добровольческая активность даёт возможность взглянуть подростку на себя со стороны, что нужно изменить в себе, в своих отношениях с другими людьми?             Находясь в неконфликтном пространстве, подросток получает возможность совместить свои жизненные силы с внешней средой, определить ценностные ориентиры, выбрать стратегию саморазвития и формы социально одобряемого поведения. Таким образом, восстанавливается интегрирующая функция системы образования и социального воспитания в частности.

Главный вывод состоит в том, что социальный механизм воспитания формируется только за пределами существующих общественных систем и требует внешнего управления. Передача организационной деятельности, например, системе образования или любой другой системе, ведёт к разрушению социального механизма воспитания и деформации созданного социального пространства. Это связано, прежде всего, с функционированием самой системы, когда внутренняя устойчивость и стройность структуры является приоритетом. Внутренние компоненты системы реагируют только на её собственное воздействие и не выходят как самостоятельные единицы за её пределы.
Однократное прохождение технологии не обеспечивает завершение процесса институциализации модели социального механизма воспитания. Достаточно эффективным результатом единичного применения технологии является распределение ролей внутри социального механизма воспитания и тезаурус понятий, оно способно продемонстрировать эффективность и возможности взаимодействия различных подсистем общества в рамках процесса социального воспроизводства на основе добровольчества.
Институциализация добровольчества в качестве социальной структуры потребует дополнительного прохождения всего цикла, чтобы сконцентрировать в подсистемах определённый информационный и организационный потенциал, закрепить роли, формы взаимодействия и постоянно поддерживать сформированное социальное пространство.
Обоснованные в работе методологические положения, концептуальная модель и практические рекомендации могут быть использованы при организации непосредственной деятельности в рамках добровольческого движения и в разработке управленческих концепций в сфере социальной политики. Они нацелены на обеспечение теоретической и практической целостности управления процессом институциализации социального механизма воспитания, а также на развитие форм и методов организации добровольческой деятельности населения, взаимодействия различных подсистем общества в процессе социального воспроизводства.