Оценка потребностей уязвимых групп населения Барнаула в получении социальных услуг и степени удовлетворенности их предоставлением

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка потребностей уязвимых групп населения Барнаула в получении социальных услуг и степени удовлетворенности их предоставлением

______________________________________________

Отчет о результатах исследования в рамках проекта

«СО НКО как поставщик качественных социальных услуг»,

Реализуемого АКОО «Поддержка общественных инициатив»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул — 2013

Оглавление

Методология исследования

Семьи, воспитывающие детей с врожденными нарушениями развития

Граждане пожилого возраста


 

Методологии исследования

Социологическое исследование «Оценка потребностей уязвимых групп населения Барнаула в получении социальных услуг и степени удовлетворенности их предоставлением» проведено Алтайской краевой общественной организацией «Поддержка общественных инициатив» в рамках проекта «СО НКО как поставщик качественных социальных услуг» в июне – августе 2013 года. Основной целью исследования явилось оценка потребностей в получении социальных услуг и степени удовлетворенности уязвимых групп населения Барнаула (пожилые люди, дети-инвалиды и семьи, в которых проживают выше обозначенные люди).

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка потребностей уязвимых групп населения Барнаула в получении социальных услуг и степени удовлетворенности их предоставлением

______________________________________________

Отчет о результатах исследования в рамках проекта

«СО НКО как поставщик качественных социальных услуг»,

Реализуемого АКОО «Поддержка общественных инициатив»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул — 2013

Оглавление

Методология исследования

Семьи, воспитывающие детей с врожденными нарушениями развития

Граждане пожилого возраста


 

Методологии исследования

Социологическое исследование «Оценка потребностей уязвимых групп населения Барнаула в получении социальных услуг и степени удовлетворенности их предоставлением» проведено Алтайской краевой общественной организацией «Поддержка общественных инициатив» в рамках проекта «СО НКО как поставщик качественных социальных услуг» в июне – августе 2013 года.

Основной целью исследования явилось оценка потребностей в получении социальных услуг и степени удовлетворенности уязвимых групп населения Барнаула (пожилые люди, дети-инвалиды и семьи, в которых проживают выше обозначенные люди).

В качестве целевых групп, принявших участие в исследовании, выступили:

  • родители (лица, их заменяющие), воспитывающие детей с врожденными нарушениями развития;
  • граждане пожилого возраста (старше 60-ти лет);
  • родственники граждан пожилого возраста, ответственные за осуществление ухода за ними.

 

Задачи исследования:

— оценить нуждаемость целевых групп в различных видах социальных услуг;

— изучить структуру потребностей целевых групп в социальной помощи и социальных услугах;

— изучить уровень готовности целевых групп к обращению за социальными услугами в СО НКО в сравнении с государственными учреждениями;

— выявить основные социальные и психологические барьеры при обращении за получением социальных услуг в организации различных организационно-правовых форм (СО НКО, государственные учреждения социального обслуживания, бизнес);

— оценить степень удовлетворенности целевых групп качеством оказанных социальных услуг;

— определить степень готовности целевых групп оплачивать стоимость предоставляемых социальных услуг;

— выяснить условия, при которых целевые группы готовы оплачивать стоимость социальных услуг, оптимальные способы и размер оплаты;

— выявить направления совершенствования системы предоставления социальных услуг в г. Барнауле.

 

Методы исследования:

В качестве методов сбора информации использовались:

—  количественные опросные методы исследования:

1) анкетирование родителей (лиц, их заменяющих), воспитывающих детей с врожденными нарушениями развития;

2) личные стандартизированные интервью с гражданами пожилого возраста;

3) анкетирование взрослых родственников граждан пожилого возраста.

 

качественные методы исследования:

1) фокус-группа со взрослыми членами семей, осуществляющими уход за детьми с врожденными нарушениями развития;

2) фокус-группа со взрослыми родственниками (детьми) граждан пожилого возраста, ответственными за осуществление ухода.

 

 Основные характеристики выборки

Объем и структура выборочной совокупности исследования определялась следующим образом.

Количественный блок. В анкетировании родителей (лиц, их заменяющих), воспитывающих детей с врожденными нарушениями развития приняли участие 64 человека.

Личные стандартизированные интервью проведены с гражданами пожилого возраста (старше 60-ти лет). Всего 45 человек. Выбор метода определен социально-психологическими особенностями целевой группы. Объем опросного бланка должен был быть минимально достаточным для решения задач исследования, при этом вопросы должны быть понятны пожилому человеку, однозначно истолкованы, а их количество не перегружено. В выборочной совокупности в равной степени представлены граждане пожилого возраста 1) способные самостоятельно, без посторонней помощи осуществлять уход за собой; 2) частично нуждающиеся в  постороннем уходе и социальной помощи; 3) не способные самостоятельно удовлетворять основные нужды и требующие посторонней помощи.

В анкетировании взрослых родственников граждан пожилого возраста, ответственных за осуществление ухода за нами приняли участие 36 человек.

Качественный блок. Для уточнения результатов анкетирования и интервью, на первом этапе проведения исследования проведена  фокус-групповое интервью  со взрослыми членами семей, осуществляющими уход за детьми-инвалидами, в которой приняли участие 14 человек. Интервью проводились в соответствии с заранее определенным списком вопросов (гайдом). Осуществлялась видеозапись интервью с последующей расшифровкой. Длительность проведения фокус-группы – 120 минут.

Суммарная объем выборки: 159 человек.

Исследование проводилось при активной поддержке членов общественных организаций «Незабудка», «Солнечный круг», «Союз пенсионеров», а также специалистов КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания города Барнаула».

Обработка количественных данных будет осуществляться в профессиональном статистическом пакете SPSSStatistics17.0.

 

Термины, используемые в исследовании

 

Социальные услуги – профессионально предоставляемые услуги для улучшения, поддержания и восстановления физического, психологического, социального функционирования отдельных личностей или групп людей, оказание которых не ориентировано на получение прибыли.

Ребенок с врожденными нарушениями развития – ребенок, имеющий врожденные устойчивые физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения и нуждающиеся в создании специальных условий для образования и социального включения,  т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.

 

Общественные организации — в рамках данного исследования тождественно понятию социально ориентированной некоммерческой организации, т.е. это некоммерческая организация, которая ведет деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также деятельность, предусмотренную ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях.

 

Семьи, воспитывающие детей с врожденными нарушениями развития

Результаты исследования подтверждают наличие нуждаемости семей, воспитывающих детей-инвалидов, в получении различного рода социальных услуг. Так, согласно данным опроса, более 90% респондентов либо постоянно, либо время от времени нуждаются в помощи сторонних лиц для улучшения условий развития ребенка. На Диаграмме 1 представлены результаты ответов на вопрос «Может ли Ваша семья самостоятельно без сторонних лиц обеспечить комфортную и достойную жизнь своему ребенку, а также качественные условия для его развития»

Диаграмма 1. «Возможности семьи самостоятельно

обеспечить комфортную и достойную жизнь своему ребенку с НР»

 

Таким образом, отмечается высокий уровень нуждаемости таких семей в сторонней помощи и оказании социальных услуг.

По результатам количественного этапа исследования были определены наиболее востребованные семьями услуги и виды социальной помощи, а также сформирован их рейтинг.

Так, в лидирующую семерку услуг, которые необходимы самим семьям-респондентам, вошли следующие (по убыванию рангового номера):

  1. Услуги по повышению абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с НР (групповые занятия и индивидуальные консультации) – 27,6% респондентов отметили необходимость для них данной услуги;
  2. Услуга социального, социально-педагогического и социально-психологического патронажа, которая предполагает проведение общеразвивающих и коррекционных  занятий с ребенком на дому (за исключением медицинских манипуляций, массажа и т.п.). В процессе таких визитов специалист помогает наилучшим образом организовать домашнее пространство с тем, чтобы близкие люди и окружающая обстановка способствовала всестороннему развитию ребенка. Итогом каждого визита в домашних условиях становится индивидуальная программа развития ребенка на ближайшие 1-2 недели, которая подробно обсуждена с родителями и максимально приспособлена к  домашнему режиму и условиям проживания – 25,0%;
  3. Услуга по организации семейного летнего отдыха и оздоровления (специальные заезды в летние загородные лагеря) – 25,0%;
  4. Услуги по организации детско-родительских индивидуальных занятий-консультаций по развитию двигательной сферы, эмоциональной сферы, по развитию познавательной деятельности – 23,7%;
  5. Услуга «Лекотека» (специально оборудованная развивающая игровая площадка для детей с НР и их родителей) – 22,5%;
  6. Услуга «Передышка» (краткосрочный до 4-х недель в год передача ребенка на проживание в тщательно отобранные и подготовленные приемные семьи, позволяющий родителям отдохнуть, выполнить необходимые мероприятия (ремонт квартиры и др.) – 21,7%;
  7. Услуга по содействию в коллективном посещении театров, выставок, концертов, экскурсий – 21,1%.

 

Дополнительно к прямому вопросу был задан проективный «Отметьте, пожалуйста, в каких конкретно видах социальных услугах нуждается на Ваш взгляд большинство семей, воспитывающих детей с нарушениями развития». Иерархическая структура услуг, в которых гипотетически нуждается большинство семей с детьми-инвалидами иная. При этом, значимо больший ранговый вес приобрела услуга «Передышка», а в лидирующую семерку вошли услуги «Группа поддержки для родителей и иных членов семьи ребенка с НР»,  «Адаптационные группы», Услуга по продленному присмотру за ребенком с НР работающих родителей и пр.

Таким образом, по мнению респондентов, более половины (более 50%) семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, нуждаются в следующих услугах[1]:

  1. Услуга по организации семейного летнего отдыха и оздоровления (специальные заезды в летние загородные лагеря) – 62,5%;
  2. Услуга «Передышка» — 60,9%;
  3. Услуга по содействию в коллективном посещении театров, выставок, концертов, экскурсий – 60,5%;
  4. Услуги по организации и проведение культурно-развлекательных программ для семей с детьми с НР – 60%;
  5. Услуга «Адаптационные группы» (групповые дошкольные занятия для детей от двух с половиной лет, представляющие собой своеобразный переход, мостик, соединяющий занятия в домашней обстановке и занятия вне дома, то есть в условиях приближенных к обстановке детского дошкольного учреждения) – 55,2%;
  6. Услуга по продленному присмотру за ребенком с НР работающих родителей, включающий соответствующие развивающие занятия, питание и другие мероприятия – 52,4%;
  7. Услуги по организации детско-родительских индивидуальных занятий-консультаций по: развитию двигательной сферы, эмоциональной сферы, по развитию познавательной деятельности, логопедические занятия – 50,0%.

 

Также среди необходимых услуг респондентами были отмечены: иппотрапия, теплый бассейн, правовые консультации, занятия по развитию трудовых навыков, групповые занятия для детей с НР.

 

В фокус-групповом интервью также затрагивался вопрос о востребованных услугах и существующих потребностях, удовлетворение которых требует развитие определенных видов услуг. Особо участники отметили необходимость индивидуального сопровождения семьи с особым ребенком, о необходимости ранней помощи и раннего вмешательства.

«Нужна ранняя помощь… как только выявилась любая проблема в развитии: ДЦП, синдром Дауна, любая, должен прийти социальный работник, должен обязательно с мамой поработать психолог. Социальный работник должен раз в две недели приходить смотреть ребёнка, смотреть условия, и говорить вам, сейчас бы вот это сделать с ребёнком, вам бы вот такие игрушки этому ребёнку. А если вдруг он видит, что семья  не способна оказывать такие услуги, найти, пригласить массажиста, пригласить педагога, который будет делать то, что этому ребёнку в данный момент надо. И составить программу, написать маме: первые две недели вы делаете вот это, второе – делаете вот это, третье – делаете вот это, через две недели встретимся. Приходит и смотрит, что мама делала, получилось или нет. За каждой семьёй был бы патронаж».

 

Была подчеркнута фрустрированность потребности детей в общении и игре со здоровыми сверстниками.

«…он требует общения. Ему нужно только общение»

 

Согласно результатам качественного блока, дети с НР хотели бы общаться больше, но все же предпочитают общаться с узким кругом людей (родственники, соседи). Такое нежелание лишний раз выходить на улицу, взаимодействовать с обществом объясняется, по словам опрошенных, тем, что дети опасаются выражения непонимания, недовольства, а порой и агрессии со стороны окружающих по отношению к ним.

«… ещё проблема самая главная: охота, чтобы, когда выходят наши дети на улицу играть, чтобы от них не чурались. Боятся наших детей. Ты не играй с нами, ты же китаец. Почему китаец? Ребёнок просто плохо разговаривает. Он может играть со всеми. Ему сказали дурачок, китаец, он отошёл в сторону, ему больше не нужны люди. Теперь он боится, не общается ни с кем. Всю отбили охоту».

 

Готовность оплачивать социальные услуги

 

По результатам анкетирования, можно констатировать, что абсолютное большинство родителей готовы оплачивать необходимые социальные услуги из семейного бюджета. На диаграмме 2 представлены результаты отношения респондентов к оплате стоимости социальных услуг.

 

Диаграмма 2. Отношение респондентов к оплате стоимости социальных услуг

 

 

Большинство семей (78,4%), воспитывающих детей с НР готовы оплачивать стоимость услуг при условии снижения рыночной цены, а 8% респондентов полную стоимость услуг. 14% респондентов, ответивших на данный вопрос вариантом «другое, что именно» конкретизировали, что все услуги для детей-инвалидов должны быть бесплатными для семьи.

 

Среди услуг, которые респонденты готовы оплачивать, чаще других указывались:

— организация семейного летнего отдыха;

— услуга по содействию в коллективном посещении театров, выставок, концертов, экскурсий;

— организация детско-родительских индивидуальных занятий-консультаций по развитию двигательной сферы, эмоциональной сферы, познавательной деятельности, логопедические занятия;

— услуга социального, социально-педагогического и социально-психологического патронажа.

При этом единодушно о способе оплаты (абонемент) респонденты высказались только по услуге «Передышка». Остальные указываемые услуги участники опроса готовы оплачивать и как абонемент и за единицу. Более подробные результаты представлены в Таблице 1. Способы оплаты услуг.

 

Наибольшую цену (более 300 рублей) респонденты готовы платить за услуги Передышка и Семейный летний отдых. Наименьшую стоимость (до 50 рублей) за услуги Домашний помощник и Сопровождение в учреждения. По размеру стоимости иных услуг у респондентов нет однозначного мнения. Более подробно результаты представлены в Таблица 2. Размер стоимости услуг.

 

К необходимым условиям, которым должна соответствовать услуга, чтобы оплачивать ее стоимость из семейного бюджета респонденты единодушно (при стандартном отклонении <1,5) отнесли:

— высокий уровень компетентности и мастерства исполнителя услуги (среднее значение — 9,56)

— безопасность  процессов оказания услуги (9,53)

— уверенность в полноте оказания услуги (9,26)

— понятный результат от оказания услуги (9,18)

— качественные и современные характеристики оборудования  и инструментов, используемых поставщиком при оказании услуги (8,97)

 

Нижеприведенные характеристики также имеют высокие средние показатели, но респонденты выражали амбивалентное отношение к степени их важности (стандартное отклонение >2)

—         точность и аккуратность в оказании услуги (9,09)

—         эффективность коммуникации с исполнителем услуги, доверие к персоналу (8,59)

—         доступность оказания услуги (удобное месторасположение, минимальное время ожидания оказания услуги, удобное место и время оказания услуги) (8,26)

— возможность выразить обратную связь, пожелания, жалобу (8,16).

 

Иными словами, для семей с детьми-инвалидами при оказании оплачиваемых социальных услуг наиболее важными условия однозначно являются высокий уровень компетентности и мастерства исполнителя услуги; безопасность  процессов оказания услуги; уверенность в полноте оказания услуги; понятный результат от оказания услуги; качественные и современные характеристики оборудования и инструментов, используемых поставщиком при оказании услуги.

 

Исследование показало, что семьи, воспитывающие детей с НР, проживающие в г.Барнауле не достаточно часто становятся клиентами  существующих сервисных организаций различных организационно-правовых форм (государственные, общественные, коммерческие).

Менее половины из опрошенных семей получали услуги в профильных государственных учреждениях (территориальных центрах социальной помощи семье и детям и государственных реабилитационных центрах).

 

Диаграмма 3. Услуги, полученные в государственных учреждениях

 

Среди других государственных учреждений упоминались Психоневрологический санаторий Мать и дитя, реабилитационный центр в г. Новокузнецке, реабилитационный центр «Радуга» в Цаплино.

 

Несколько чаще эти семьи получают услуги в специализированных общественных организациях.

 

Диаграмма 4. Услуги, полученные в общественных организациях

 

 

По 1-2 опрошенной семьи получали услуги в общественных организациях «Много деток – хорошо»; Организация семей, больных целиакией; Мать и дитя; Отделение всероссийской организации инвалидов; Союз общественных организаций инвалидов.

Среди коммерческих структур, услугами которых пользовались семьи, были названы: Центр «Логос» (логопедические занятия); Монтессори-центр; конноспортивный клуб Карина (занятия иппотерапии), Центр верховой езды, музыкальная школа «Софт Моцарт», санаторий «Обь», бассейн «Обь», клиники «Милосердие» и «Нармед», индивидуальные услуги няни, массажа, ЛФК.

 

Степень удовлетворенности качеством социальных услуг

Семьи, воспитывающие детей с НР в большинстве своем низко оценивают степень удовлетворенности услугами, предоставляемых государственными учреждениями (среднее значение – 4,67 балла по 10-ти бальной шкале) и значимо выше удовлетворены услугами общественных организаций (8,65). Среднее значение удовлетворенности услугами коммерческих структур – 7,89 балла. Необходимо отметить, что при оценке удовлетворенности услугами гос. учреждений – стандартное отклонение >2,7, т.е. у участников опроса нет единообразия в оценке данного показателя, в анкетах встречаются варианты от 0 до 8 баллов.

Среди государственных учреждений, услугами которых  респонденты удовлетворены в меньшей степени упоминались (в порядке убывания частоты): территориальные управления социальной защиты (28,6%); территориальные центры социальной помощи семье и детям (23,8%); РЦ «Журавлики» (19%); Центр при дет.поликлинике №3 (14,3%).

Среди государственных учреждений, услугами которых  респонденты удовлетворены в большей степени упоминались (в порядке убывания частоты): РЦ «Журавлики» (25%); территориальные центры социальной помощи семье и детям (20%); территориальные управления социальной защиты (19%); Центр при дет.поликлинике №3 (5%).

Неудовлетворенность услугами государственных учреждений была отмечена и фокус-групповом интервью. Респонденты делились своим опытом взаимодействия:

«У нас в Центральном районе соцзащита, не знаю, для чего она существует. Когда туда не обратишься, ничего толком нет. Единственно работает детская площадка. Я позвонила, они говорят, что если будут места, мы вашего ребёнка оформим. А так вообще ничего нет, абсолютно. Ноль внимания.»

«В соцзащите так: на праздник пойдёте, не пойдёте? Всё.»

«Когда она маленькая была, пыталась обратиться. Как всегда отфутболили, и больше я сказала, ноги моей там не будет. А «Незабудка» наша родная с самого образования.»

 

«Наш территориальный центр работает, я в него обращалась и обращаться буду. Хотя, конечно, нужна и инициатива со стороны родителей. И ещё момент, в связи с их низкой зарплатой, очень часто там текучка кадров, меняются специалисты, и нет специалистов должного уровня. Наш, допустим, центр хочет логопеда, массажиста, взять не может, у них низкая зарплата.»

 

А ассоциативный ряд на фразу «услуги, предоставляемые государственными учреждениями – это…» следующий:

— Лучше не обращаться.

— Не соответствуют установленным нормам.

— Что есть, что нет.

— Когда соприкоснешься, разные препоны, махнешь рукой и выходишь из положения своими деньгами.

— Сам не проявишь инициативы, никуда не попадёшь.

— Нет квалифицированных специалистов.

— Это формальное оказание услуг, услуги оказываются формально.

— Я не обращаюсь никуда.

— В течение года в нашей конкретно соцзащите поменялось 3 специалиста.

 

Иная картина по удовлетворенности услугами общественных организаций. Почти 80% респондентов среди общественных организаций, услугами которых  респонденты удовлетворены в большей степени указали АКОО «Незабудка» и 20,6% организацию Солнечный круг.

Среди общественных организаций, услугами которых  респонденты удовлетворены в меньшей степени встречались единичные упоминания Алтайского отделения Российского детского фонда; организации семей больных целиакией; Мать и дитя; отделение всероссийской организации инвалидов.

«У общественных организаций задор больше. И пробиваемость больше.»

« Я думаю, что в общественных организациях больше знают о потребностях семей с детьми-инвалидами и знают, чего этим семья не хватает. Они работают именно в этой области, то, что не могут дать другие. Делают ту работу, которая просто необходима, более индивидуальный подход. Общественные организации «Незабудка» и «Солнечный круг», вот они наши детки-даунятки. Такой заезд для меня впервые, я очень много для себя взяла. Я уже всё распланировала и теперь знаю, в каком направлении мне работать и что мне делать дальше.»

«Меня в принципе общественная организация вообще устраивает, потому что все делают по  максиму,  там очень хорошо. Самое главное для меня, чтобы ребёнку было хорошо. А ему очень там хорошо, и лагерь, и подарки, и театр, пожалуйста. Он с удовольствием ходит. А государственная… Единственно, что меня устраивает – это райсобес, который мне выплачивает пенсию вовремя»

 

Ассоциативный ряд на фразу «услуги, предоставляемые общественными организациями – это…» следующий:

— Поддержка.

— Это общий интерес.

— Эмоциональная поддержка.

— Самое главное для ребёнка праздники организуют, занятия, лагерь. Мы живём из года в год, от лагеря до лагеря.

— Соцзащита не работает, общественная организация работет на полную катушку. Работает за себя и за того парня.

— Социальная адаптация. Ребёнок счастлив, понимание, общение.

— Индивидуальный подход к проблеме каждой семьи.

— Специализированные услуги, которые оказывались в течение всего периода. По крайней мере, я теперь знаю, куда можно обратиться за консультацией, за помощью.

Обобщенное мнение респондентов о коммерческих структурах – «Там высококлассные специалисты, но дорого, а оплачивать проблема».

Несмотря на низкую оценку уровня удовлетворенности услугами в государственном секторе, на вопрос «Представьте, что в организациях различных организационно-правовых форм предоставляются одинаковые виды социальных услуг,  в какие из них Вы обратитесь в первую очередь, в какие во вторую и в какие в последнюю» большинство респондентов (62,5 %) в первую очередь обратились бы за услугами в государственные учреждения; во вторую очередь – в общественные организации, в последнюю очередь в коммерческие структуры.

Участники фокус-группы склонныобъяснять свою неудовлетворенность услугами гос. учреждений высокой рассогласованностью между потребностями семей и возможностями этих учреждений при оказании услуг, излишней регламентацией деятельности последних, их «нечувствительностью» к индивидуализированным нуждам ребенка и семьи.

 

«Они действуют порядка своих регламентов, своих стандартов, своих рамочных возможностей. Во всем цивилизованном мире нет рамок. Там есть ребёнок с его потребностями и каждому ребёнку готовится индивидуальная программа развития, которая пересматривается с какой-то периодичностью. Освоил ребёнок держать ложку, его учат пить из стакана. Освоил стакан, они пошли дальше. Освоил букву, начали вторую букву. А у нас, если он за четверть не освоил весь алфавит, ребёнок не вписывается ни в какую систему. Поэтому наши потребности никогда не состыкуются с их возможностями, если они их не пересмотрят».

 

«На мой взгляд, государственная структура работает по чёткой системе. Как система образования, как система реабилитации. Давайте возьмём любой реабилитационный центр, который относится к соцзащите. У них есть чёткий график, т.е. ребёнка берут на реабилитационный период на 21 день. Взяли его на 21 день, я всегда говорю, прореабилитировали, отреабилитировали и до свидания. Что касается более тяжёлых детей с более сложными заболеваниями, здесь ни в коем случае нельзя работать по этой системе, которая у нас разработана государственными структурами. Здесь нужно идти только через индивидуальный подход. Но в связи с тем, что наше государство идёт от принципа «чем больше, тем лучше», сколько мы людей пропустили через этот реабилитационный центр, сколько у нас людей прошло через соцзащиту.»

 

Среди организаций,в результате сотрудничества с которой в семье произошли лучшие изменения, респонденты отметили Незабудку (42,9%), Солнечный круг (21,4%), РЦ Журавлики (16,7%).

Исследование показало, что наибольшие положительные изменения от взаимодействиями с организациями произошли на уровни семьи. А именно:

Ребенок стал активнее развиваться  — 61,9%

Мы стали больше понимать нашего особенного ребенка — 52,4%

Ушло чувство безнадежности – 50%

Наши дети стали играть друг с другом — 28,6%

Изменились в лучшую сторону взаимоотношения в семье — 23,8

Я и отец стали больше понимать особенности своего ребенка  — 14,3

 

Также респонденты отметили положительные изменения на  уровне ближайшего социального окружения семьи и на уровне взаимодействия с учреждениями и социальными институтами

 

Вокруг ребенка сформирована новая поддерживающая сеть социальных контактов — 61,9%;

 Обнаружились новые ресурсы окружения (среди родственников/ друзей/ коллег/других) — 35,7%;

Установлен контакт между семьей и учреждениями, задействованными  в оказании социальных услуг нашей семье — 35,7%;

Семья стала чувствовать поддержку от родственников и от других таких же семей — 21,4%.

 

К основным представлениям, формирующим отношение респондентов к деятельности общественных организаций, в результате исследования были отнесены следующие (включены только те утверждения, которые указали более 50% участников):

— Общественные организации предоставляют услуги, которых не оказываютбизнес организации и государственные учреждения.

— Общественные организации стремятся восполнить пробелы в существующих государственных системах здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры. Именно поэтому их существование так важно для улучшения качества жизни семей с детьми с НР.

— Общественные организации создаются гражданами, которые вместе хотят решить какую-то проблему. Поэтому они лучше других знают потребности и нужды своих целевых групп.

— Общественные организации не имеют финансовой прибыли, всецело держатся на личностных качествах лидера, а поэтому они не стабильны, а оказание тех или иных услуг зависит от наличия гранта (финансирования).

 

 

Социально-демографические характеристики выборки:

 

Более 60% респондентов, принявших участие в опросе, находятся в возрастной группе 30 – 50 лет

 

Диаграмма 5. Возраст респондентов

Абсолютное большинство участников исследования – замужние женщины с высшим или средне специальным образованием.

 

 

 

 

Диаграмма 6. Пол респондентов

 

Диаграмма 7. Образование респондентов

Диаграмма 8. Социальный статус респондентов

Диаграмма 8. Семейное положение респондентов

Диаграмма 9. Количество детей в семьях респондентов

 

Диаграмма 10. Возраст ребенка с нарушением развития

 

 

 

Диаграмма 11. Основное нарушение развития ребенка

 

Диаграмма 12. Состав семьи респондентов

 

Выводы и рекомендации:

 

  1. В последнее время государство стало декларативно уделять все больше внимания проблемам детей с ограниченными возможностями. Правительством России принята программа «Доступная среда», увеличивается количество некоммерческих организаций, государственных и негосударственных фондов, занимающихся проблемами детей-инвалидов.

Тем не менее, Барнаульские семьи, воспитывающие детей с НР в своей повседневной жизни не чувствуют наличие условий для полноценной социализации и развития своих детей с ограниченными возможностями, для их успешной интеграции в общество. Дети-инвалиды и их родители вынуждены преодолевать большое количество объективных сложностей.

 

2. Абсолютное большинство семей, воспитывающих детей с НР, нуждаются в регулярной сторонней помощи, в получении социальных услуг. Родители подчеркнули наличие дефицита в г. Барнауле и Алтайском крае специализированных для целевой группы социальных услуг и выделили наиболее востребованный их спектр.

Также исследование показало, что родители нуждаются в услугах, направленных не только на «нормализацию» ребенка с инвалидностью, но и  семьи вцелом. Другими словами, родители не могут и не должны посвящать все свое время уходу за ребенком и его реабилитацию.

3. Большинство семей, нуждающихся в социальных услугах, готовы оплачивать из семейного бюджета их стоимость по льготным (сниженным) ценам, а некоторые наиболее необходимые услуги и полную стоимость. Средняя приемлемая стоимость социальной услуги – 50 – 100 рублей.

Основными условиями, при которых семьи готовы оплачивать услуги, являются высокий уровень компетентности и мастерства исполнителя услуги; безопасность  процессов оказания услуги; уверенность в полноте оказания услуги; понятный результат от оказания услуги; качественные и современные характеристики оборудования и инструментов, используемых поставщиком при оказании услуги.

 

4. Родители детей с НР считают, что государственные социальные службы ограничены в своих возможностях, излишне регламентированы и, как правило, недоступны для детей до трехлетнего возраста. Оставшись наедине со своими проблемами, родители часто не видят выхода, не владеют необходимой информацией и как следствие теряют необходимое абилитационное время.

В этой связи семьи выделяют как особо им необходимые — услуги по ресурсному информированию и психологической поддержке родителей и членов семьи ребенка с НР с момента идентификации заболевания и последующим социальным, социально-медико-психолого-педагогическим сопровождением; а также услуги раннего вмешательства.

 

5. Качественный блок исследования позволил зафиксировать, что в ситуации неудовлетворения потребностей и при ощущении безысходности, многие родители невольно становятся «обиженными на общество», начинают демонстрировать потребительскую установку по отношению к окружающим людям и начинают жить по принципу «общество им должно».

Также было выявлено наличие проблемы существования негативных установок у родителей по отношению к обществу и инвалидизирующих установок по отношению к своему ребенку. Некоторые родители стесняются показывать своих детей с ограниченными возможностями и держат их дома, у некоторых были неудачные попытки устройства своих детей в образовательные учреждения. И сами дети с НР, успев на себе испытать жестокость «здоровых» детей, часто избегают общения со сверстниками. Все это выражается в наличии немалого количества противников инклюзивного образования среди детей с ограниченными возможностями и их родителей.

 

6. Семьи с детьми с НР не удовлетворены качеством оказания услуг государственными учреждениями, считая, что они «не чувствительны» к индивидуальным нуждам и потребностям конкретного ребенка. Услуги коммерческих структур они считают высокопрофессиональными, но непосильно дорогими.

При этом демонстрируют больший уровень доверия общественным организациям. Родители подчеркивают, что общественные организации оказывают качественные услуги в связи с тем, что они создаются гражданами, которые вместе хотят решить какую-то проблему, и они лучше других знают потребности и нужды своих целевых групп. По мнению родителей, общественные организации стремятся восполнить пробелы в существующих государственных системах здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры. Именно поэтому так важно их существование, развитие и активное вовлечение на рынок социальных услуг.

 

7. Исследование выявило наличие диссонанса у родителей детей с НР к деятельности государственных учреждений. С одной стороны, они значимо ниже оценивают уровень удовлетворенности оказываемыми услугами, а с другой в первую очередь (приоритетно) обратились бы за оказанием помощи именно в государственные учреждения.

 

8. Результаты исследования позволили выявить направления совершенствования системы предоставления социальных услуг семьям с детьми с НР в г. Барнауле:

1) развитие спектра предоставляемых социальных услуг семьям с детьми с НР. Причем развитие востребованных и необходимых целевой группе социальных услуг, в т.ч.:

— услуги по повышению абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с НР;

—  услуги регулярного и качественного социального, социально-педагогического и социально-психологического патронажа с составлением индивидуальной программы развития ребенка на ближайшие 1-2 недели;

— услуги по организации семейного летнего отдыха и оздоровления;

— услуги по организации детско-родительских индивидуальных занятий-консультаций по развитию двигательной сферы, эмоциональной сферы, по развитию познавательной деятельности;

— услуги «Лекотеки»;

— услуги «Передышка»;

— услуги по организации и проведение культурно-развлекательных программ для семей с детьми с НР;

— услуги «Адаптационных групп» (групповые дошкольные занятия для детей от двух с половиной лет в условиях приближенных к обстановке детского дошкольного учреждения);

— услуги по продленному присмотру за ребенком с НР работающих родителей, включающий соответствующие развивающие занятия, питание и другие мероприятия;

— услуги раннего вмешательства;

— услуги по приобретению трудовых навыков для самостоятельного проживания в будущем.

Развитие данных социальных услуг возможно, в том числе, за счет размещения государственных заказов и за счет оплаты услуг из семейного бюджета семьи по льготным ценам.

2) создание условий для активного вовлечения социально ориентированных НКО на рынок оказания услуг как пользующихся большим (в сравнении с государственными учреждениями) доверием у целевой группы. Отсутствие необходимости жесткой регламентации делает общественные организации чуткими к нуждам семей и мобильными во внедрении востребованных индивидуально направленных услуг.

 

 

Граждане пожилого возраста

Результаты анкетного опроса демонстрируют высокий уровень нуждаемости пожилых людей в сторонних социальных услугах. При этом данный факт признается как самими пенсионерами, так и их родственниками (детьми), ответственными за уход.

Диаграмма 1п. Распределение ответов на вопрос:

«Можете ли Вы самостоятельно без помощи сторонних лиц обеспечить себе достойную жизнь?»

Менее 5% участников опроса могут самостоятельно обеспечить себе достойную жизнь и не нуждаются в социальных услугах. Подавляющее же большинство граждан пожилого возраста нуждаются в посторонней помощи в той или иной мере. А 14% из них нуждаются в ней постоянной.

 

Среди услуг, необходимых гражданам пожилого возраста, можно выделить две основные группы – это группа анимационных услуг и группа социально-бытовых услуг.

 

Диаграмма  2п. Социальные услуги, в которых

больше всего нуждаются граждане пожилого возраста

Исследование показало разницу предпочтений в выборе необходимых услуг разными группами пожилых людей. Так, что пенсионеры из группы, которые вполне могут обеспечить достойную жизнь самостоятельно и нуждаются в уходе лишь время от времени достоверно чаще выбирали анимационные услуги (Клуб общения по интересам (1-2 раза в неделю), Услуги по организации и проведение культурно-развлекательных программ для пожилых людей, Услуга по содействию в коллективном посещении театров, выставок, концертов, экскурсий, выездов на природу) и социально-медицинскую услугу Группа здоровья 60+.

Это означает, что для определенной категории пожилых людей особое значение имеют те услуги, которые ориентированы на удовлетворение их специфических социальных и возрастных потребностей. Это, прежде всего, оскуднение социальных контактов, вынужденная изоляция в связи с окончанием трудовой деятельности, покидание родительской семьи взрослыми детьми, возникновение сопутствующих возрасту заболеваний. Особо остро у данной группы переживается проблема одиночества. Поэтому, понимание характера проблемных сфер пожилых людей определяет, что оказание социальных услуг не должно сводиться к социально-медицинским услугам и обеспечению бытового ухода, а необходимо развивать и те услуги, которые помогают налаживать контакты, способствуют организации досуга, общения, поддержанию здоровья.

 

Одновременно, пожилые люди, которые регулярно или постоянно нуждаются в посторонней помощи чаще других выбирали услуги именно социально-бытового характера (сопровождение в учреждения; помощь в перевозке или социальное такси;  услуга по закупке и доставке продуктов питания и других товаров потребления, лекарств и пр.; услуга «Домашний помощник» (1-2 раза в неделю помощь в приготовлении еды, уборке квартиры, стирке); услуга «Помощь в уходе за телом» (помощь в купании, подстрижке на дому волос и ногтей) и услугу «Вечерний звонок».

 

По представлениям родственников пожилых людей, большинство стариков нуждаются во всех предложенных в инструментарии услугах, при этом большинство услуг имеет показатель > 70%. Одновременно наиболее востребованными для своих родственников респонденты считают следующие социально-бытовые услуги: помощь в уходе за телом, закупка и доставка продуктов, сопровождение в учреждения, а также содействие в коллективном посещении театра (показатели >30%). Примечательно, что близкие в меньшей степени оценивают необходимость для своих пожилых родственников анимационных услуг.

 

 

Диаграмма 3п. Социальные услуги, в которых пожилые родственники и многие граждане пожилого возраста нуждаются больше всего (мнение родственников)

 

Необходимо отметить, что из числа респондентов-родственников только 2 отметили необходимость в услугах негосударственного стационарного пансионата и ни один пенсионер не указал эту услугу как необходимую для себя.

Среди иных услуг родственники отметили необходимость наличия специальной «социальной страховки  как за рубежом».

Респонденты-родственники, проживающие вместе с пожилыми людьми чаще выбирают услугу помощи в уходе за телом. Чем старше сам пожилой человек, чаще выбираются услуги покупка и доставка продуктов и услуга вечерний звонок.

Готовность оплачивать

Интерес представляет распределение ответов на вопрос о готовности самостоятельно оплачивать социальные услуги. Все респонденты-родственники готовы оплачивать по сниженным ценам услуги для своих пожилых родственников из семейного бюджета. Но никто из родственников не готов оплачивать их в полном объеме.

Одновременно, сами граждане пожилого возраста не надеются на помощь в оплате со стороны своих близких, только около 5% респондентов ответили, что   «необходимые  для меня социальные услуги готовы оплачивать мои родственники». Подавляющее же большинство пожилых людей готовы самостоятельно оплачивать услуги либо по сниженным ценам (71%), либо в полном объеме (19%).

 

Диаграмма 4п. Готовность оплачивать услуги (родственники)

 

Диаграмма 5п. Готовность оплачивать услуги (пенсионеры)

 

Пожилые и их родственники по-разному оценивают оптимальную стоимость услуг.

Таблица 1. Разбивка услуг по оптимальному размеру стоимости социальных услуг

 

  Оптимальный размер стоимости за единицу услуги (за один час или один раз)
  до 50 рублей 50-100 рублей 100-200 рублей 200-300 рублей
Пожилые — вечерний звонок

— содействию в коллективном посещении театров и пр.

— организация и проведение культурно-развлекательных программ для пожилых

— группа здоровья 60+

— помощь в перевозке

— сопровождение в учреждения

— закупка и доставка продуктов

— домашний помощник

 

— помощь в уходе за телом  
Родственники   — вечерний звонок

— помощь в перевозке

— закупка и доставка продуктов

— помощь в уходе за телом

— домашний помощник

— сопровождение в учреждения

 

— присмотр за пожилым человеком

 

По результатам исследования определилось, что оптимальная стоимость любых социальных услуг у обеих групп респондентов находится в диапазоне до 300 рублей. При этом родственники оценивают стоимость необходимых услуг выше пожилых. Но одновременно родственники выбирают для оценки (а следовательно и готовы оплачивать) только социально-бытовые услуги, недооценивая значимость услуг направленных на удовлетворение духовных потребностей лиц пожилого возраста.

Сами пожилые наоборот в большей степени заинтересованы в анимационных услугах и готовы оплачивать их организацию наравне с социально-бытовыми услугами. Исключение здесь составляют услуги домашний помощник и помощь в уходе за телом – которые они считают более дорогими. Все это лишний раз доказывает равнозначность для пожилых людей как физических, так и духовных потребностей.

К необходимым условиям, которым должна соответствовать услуга, чтобы оплачивать ее стоимость из семейного бюджета респонденты-родственники единодушно высоко (при стандартном отклонении <1,5) оценили все факторы:

Рис. 1. «Оценка доступности оказания социальной услуги»

 

0 1 2 3 4 5 6 7,8 8 9 10

 

Рис. 2. «Оценка качественных и современных характеристик, используемых поставщиком при оказании социальной услуги»

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9,4 10

 

Рис. 3. «Оценка уверенности в полноте оказания социальной услуги»

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9,3 10

 

Рис. 4. «Оценка безопасности процессов  оказания социальной услуги»

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9,4 10

 

Рис. 5. «Оценка уровня компетентности и мастерства исполнителя  социальной услуги»

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9,4 10

 

Рис. 6. «Оценка эффективности коммуникации с исполнителем социальной услуги»

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9,2 10

 

Рис. 7. «Оценка  точности и аккуратности в оказании социальной услуги»»

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9,4 10

 

Рис. 8. «Оценка понятного результата от   оказания социальной услуги»»

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9,3 10

 

Рис. 9. «Оценка возможности выразить обратную связь, пожелания, жалобу»

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9,3 10

 

Группе респондентов-родственников было предложено оценить развитость инфраструктуры учреждений, организаций, предприятий, оказывающих социальные услуги пожилым людям в г. Барнауле. Около 90% опрошенных отметили, что в городе ощущается дефицит и недостаток учреждений и организаций, которые предоставляются социальные услуги пожилым гражданам, а 6% респондентов отметили, что таких учреждений в городе нет.

 

Диаграмма 6п. «Развитость инфраструктуры учреждений, организаций, предприятий, оказывающих социальные услуги пожилым людям»

 

Исследование показало, что пожилые люди значимо чаще становятся клиентами государственных служб и организаций (территориальных управлений социальной защиты и территориальных центров социальной помощи), реже – клиентами общественных организаций (среди организаций, услугами которых пользовались пенсионеры чаще других указывались Союз пенсионеров и Советы ветеранов) и не пользуются услугами коммерческих организаций.

Диаграмма 7п. Организации и учреждения, социальными услугами которых пользовались

Средние оценки удовлетворенностями социальными услугами находятся в диапазоне средних оценок: 7,1 – оценка удовлетворенности социальными услугами в государственных учреждениях и 5,4 — оценка степени удовлетворенности получаемыми социальными услугами в общественных организациях.

 

Рис. 1. «Оценка степени удовлетворенности получаемыми

социальными услугами в государственных учреждениях»

0 1 2 3 4 5 6 7,1 8 9 10

 

Рис. 2. «Оценка степени удовлетворенности получаемыми

социальными услугами в общественных организациях»

0 1 2 3 4 5,4 6 7 8 9 10

 

 

В поисках социальных услуг для пожилых, более 60% респондентов- родственников обращались за помощью в территориальные управления социальной защиты и только в половине случаев необходимые услуги были оказаны (32%). 46% респондентов-родственников обращалось за услугами для своих пожилых близких в территориальные центры социальной помощи и не получили там необходимые услуги (0%). Это связано, видимо, что родственники чаще всего обращаются за помощью в социально-бытовых услугах, в то время как центры социального обслуживания предоставляют их только одиноко проживающим гражданам пожилого возраста.

 

При выявлении предпочтений респондентов в выборе организаций и учреждений для получения социальных услуг абсолютное большинство (98% пожилых и 91% родственников) в первую обратились бы в государственные учреждения, а 9% респондентов-родственников сначала обратились бы в коммерческую организацию.

 

Исследование показало, что общественные организации либо выпадают из поля зрения респондентов как субъекты, предоставляющие услуги, либо их нет на территории г. Барнаула. Этот тезис подтверждает и тот факт, что респонденты-родственники не смогли выбрать из предложенного перечня утверждений справедливые относительно общественных организаций (более 80 % — системные пропуски, т.е. нет ни одного значимого ответа). Следовательно ни у пожилых людей, ни у их родственников нет целостного представления об общественных организациях, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста.

 

Выводы и рекомендации:

 

  1. Исследование выявило наличие важного противоречия. С одной стороны, пожилые люди Барнаула в своем абсолютном большинстве нуждаются в сторонней помощи и социальных услугах, а с другой стороны в городе отсутствуют сервисные предложения для этой целевой группы. Услуги здесь представлены лишь государственными учреждениями социального обслуживания, которые не в полной мере соответствуют нуждам пожилых людей и их родственников и не удовлетворяют всех специфических возрастных потребностей.
  2. Перечень услуг для пожилых людей разделился на две основные группы. «Самостоятельные» пенсионеры нуждаются в услугах, основанных на принципах независимости, реализации внутреннего потенциала, активности. А следовательно, их выбор находится в рамках анимационных услуг и услуг поддержки здоровья (клубы по интересам, посещение театров и выставок, активный досуг, группы здоровья).

Пенсионеры, нуждающиеся в регулярной сторонней помощи, выбирают в качестве необходимых услуги, основанные принципах участия и ухода. Это, как правило, это — социально-бытовые услуги (домашний помощник, уход за телом, помощь в приготовлении пищи и др.).

  1. Исследование выявило диссонанс в представлениях пожилых людей и их родственников в необходимых услугах. Респонденты-родственники недооценивают роль духовных потребностей пожилых людей, не придают значимости услугам, которые их удовлетворяют.
  2. Общественные организации в представлениях респондентов не имеют какой-либо значимой роли. Пожилые люди чаще становятся клиентами государственных учреждений социального обслуживания. Обе группы респондентов в первую очередь бы обратились в гос. учреждения. Респонденты-взрослые затруднились охарактеризовать общественные организации.
  3. Несмотря на то, что и сами пожилые и их родственники готовы оплачивать социальные услуги, тем не менее, оптимальный для них размер стоимости не высокий (готовы оплачивать только по льготным и сниженным ценам). Это является сдерживающим фактором для развития рынка социальных услуг пожилым гражданам учреждениями иных организационно-правовых форм (бизнес и СО НКО). Заинтересованность сервисных предприятий в оказании социальных услуг данной целевой группе может быть существенно повышена путем государственных и муниципальных заказов. Включенность таких предприятий в предоставление социальных услуг наряду с государственными социальными службами расширит возможности потребителей на приобретение качественных услуг, реализацию их права на выбор производителя, а для производителей создаст реальную конкуренцию в борьбе за потребителя.

 

Социально-демографические характеристики респондентов.

Группа «Родственники»

Диаграмма.  «Возраст респондентов»

Диаграмма. «Пол респондентов»

Диаграмма. «Образование респондентов»

Диаграмма. «Социальный статус респондентов»

 

 

 

 

 

Диаграмма. «Семейное положение респондентов»

Диаграмма. «Количество детей в семьях респондентов»

 

 

 

Диаграмма. «Состав семьи респондентов»

 

 

Группа «Граждане пожилого возраста»

Диаграмма «Возраст респондентов»

Диаграмма. «Пол респондентов»

 

Диаграмма. «Образование респондентов»

Диаграмма. «Социальный статус респондентов»

 

Диаграмма. «Семейное положение респондентов»

Диаграмма. «Количество детей в семьях респондентов»

 

Диаграмма. «Состав семьи респондентов»

Диаграмма. «Взрослые члены семьи, совместно проживающие с респондентами»

 

 

 

[1] Полный перечень услуг с ранговыми значениями представлены в приложении 1

Дата публикации: