Мониторинг качества помещений для предоставления государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Алтайском крае и органами местного самоуправления муниципальных образований крае при осуществлении переданных полномочий (далее – мониторинг) проведен в 2013-2014 годах в целях повышения качества предоставления государственных услуг и удовлетворенности заявителей при получении государственных услуг, оптимизации процедур предоставления государственных услуг, обеспечения выполнения установленных требований к предоставлению государственных услуг.
При проведении мониторинга учитывались Указ Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствование системы государственного управления», положения Федерального закона от 27.07.2010 №2010-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 №1021-р, и краевая долгосрочная целевая программа «Совершенствование государственного муниципального самоуправления в Алтайском крае» на 2013-2018гг.
Мониторинг проводился с 01 июня 2013г. по 31 марта 2014г.
Всего в ходе мониторинга было обследовано 31 учреждение и организация в городах Барнаул, Бийск и Новоалтайск.
Барнаул:
- МФЦ / Павловский тракт, 58-г
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Росреестр / г.Барнаул, ул.А.Петрова, 219-а
- Межрайонный отдел государственного технического осмотра и регистрации авто мото транспортных средств ГИБДД ГУ МВД по Алтайскому краю / г.Барнаул, Павловский тракт, 251-д
- Управление социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула / г.Барнаул, ул.Короленко, 67
- Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула / г.Барнаул, ул.А.Петрова, 192
- Комитет по земельным ресурсам и землеустройству / г.Барнаул, пр-т Строителей, 34
- Комитет жилищно-коммунального хозяйства / г.Барнаул, ул.Пушкина, 70
- Комитет по социальной поддержке населения / г.Барнаул, ул.Никитина, 59-а
- Комитет по строительству, архитектуре и развитию города / г.Барнаул, пр-т Строителей, 8
Бийск:
- МФЦ / г.Бийск, ул.Промышленная, 6
- Росреестр / г.Бийск, ул.Петрова, 25
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю / г.Бийск, ул.Советская, 217-а
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю / г.Бийск, ул.Заводская, 87
- Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ, филиал по Алтайскому краю / г.Бийск, ул.Вали Максимовой, 27
- Управление пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе / г.Бийск, ул.Воинов-Интернационалистов
- Центр занятости населения г.Бийска / г.Бийск, ул.Динамовская, 3
- Управление образования администрации г.Бийска / г.Бийск, ул.Льва Толстого, 144
- Отдел архитектуры и градостроительства администрации г.Бийска / г.Бийск, ул. Мухачева 117
- УФМС, Отдел Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю в г. Бийске, Территориальный пункт Восточный / г.Бийск, ул.Советская, 17
- Отдел по учету и распределению жилой площади / г.Бийск, ул.Мухачева, 117
- Прокуратура г.Бийска / г.Бийск, ул.Советская, 10
Новоалтайск:
- Главное управление пенсионного фонда РФ в г.Новоалтайске / г.Новоалтайск, ул.8 микрорайон, 3-а
- Отдел УФМС по Алтайскому краю по г.Новоалтайску / г.Новоалтайск, ул.Октябрьская, 26
- Комитет по социальной защите населения г.Новоалтайска / г.Новоалтайск, ул.Молодёжная, 2
- Отдел архитектуры и градостроительства администрации г.Новоалтайска / г.Новоалтайск, ул.Парковая, 1-а
- ЗАГС администрации г.Новоалтайска / г.Новоалтайск, ул.22 Партсъезда, 9
- Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №4 по Алтайскому краю / г.Новоалтайск, ул.Анатолия, 7
- Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю, Росреестр в г.Новоалтайске / г.Новоалтайск, ул.Октябрьская, 33
- МФЦ г.Новоалтайска / г.Новоалтайск, ул.Космонавтов, 6
- МУЧ комитет по образованию г.Новоалтайска / г.Новоалтайск, ул.Гагарина, 13
- Центр занятости населения г.Новоалтайска / г.Новоалтайск. ул.Кирова, 3
Мониторинг качества помещений предоставления услуг проводился с использованием следующих методов:
- невключенное структурированное наблюдение;
- контрольная закупка услуги с составлением карты контрольной закупки.
Мониторинг проводился независимыми общественными экспертами, прошедшими специальную предварительную подготовку на семинарах в рамках проекта «Роль гражданских институтов в повышении качества государственных и муниципальных услуг». Всего в 3 городах было задействовано 15 человек.
При проведении мониторинга помещения оценивались по единым критериям, которые фиксировались в «Рабочей карте контрольной закупки» по 3 основным блокам:
- территориальная доступность
- условия приёма граждан
- информация на информационных стендах
а именно:
- Территориальная доступность
1.1. Есть ли указатели, как удобнее дойти до подразделения от ближайшей остановки?
1.2. Обустроена ли парковка для личных автомобилей?
1.3. Есть ли возможность оставлять у входа в здание детские коляски, домашних животных?
1.4. Есть ли на входе в здание таблички с названием подразделения, графиком работы?
1.5. Есть ли пандусы на лестницах и при входе в здание со специальными ограждениями и перилами, обеспечивающие беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок?
- Условия приёма граждан
2.1. На каком этаже ведется прием посетителей?
2.2. Есть ли места для сидения?
2.3. Хватает ли мест для сидения для всех посетителей, ожидающих приема?
2.4. Размещены ли столы для инвалидов в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок?
2.5. Есть ли в подразделении туалет для посетителей?
2.6. Удалось ли Вам найти и посетить туалет без обращения к персоналу?
2.7. Работает ли в подразделении гардероб?
2.8. Ведется ли прием граждан с помощью электронной системы управления очередью?
2.9. Оборудовано ли помещение световым информационным табло (в виде бегущей строки)?
2.10. Оборудована ли система звукового информирования заявителей?
2.11. Установлен ли в зале компьютер со справочно-правовыми системами и программными продуктами?
2.12. Размещены ли на информационном стенде правила работы с компьютером, а также фамилия, имя, отчество, телефон, номер кабинета сотрудника подразделения, отвечающего за работу компьютера?
2.13. Есть ли условия (столы и стулья) для заполнения посетителями документов?
2.14. Доступны ли информационные материалы на стендах для людей слабовидящих?
2.15. Доступны ли для слабослышащих, глухих возможности получать консультации у сотрудников подразделения?
2.16. Существует ли система предварительной записи по телефону?
2.17. Удалось ли Вам воспользоваться системой предварительной записи?
2.18. Учтены ли Ваши пожелания при назначении времени приема?
2.19. Укажите график приема посетителей
2.20. Соблюдаются ли указанные часы приема?
2.21. Есть ли у сотрудника бейдж с фамилией, именем, отчеством, занимаемой должностью?
2.22. Была ли на рабочем месте сотрудника (на двери кабинета) прикреплена табличка с указанием ФИО, должности?
- Какая из перечисленной информации размещена на информационном стенде:
3.1. режим работы соответствующего подразделения;
3.2. адреса иных организаций, участвующих в процессе предоставления государственной услуги, включая адреса нахождения ближайших банковских учреждений, в которых можно произвести оплату государственной пошлины;
3.3. банковские реквизиты для оплаты государственной пошлины;
3.4. адреса официальных Интернет-сайтов территориальных органов и подразделений;
3.5. номер телефона и адреса электронной почты справочной службы, территориальных органов и подразделений;
3.6. номер телефона, по которому можно осуществить предварительную запись;
3.7. о порядке предоставления настоящей государственной услуги
МФЦ
МФЦ г.Бийск набрал максимальное количество баллов (30 из 31).
Присутствуют все критерии по блокам 1 и 3. Является единственным среди МФЦ, у которого присутствует критерий 1.1. «Наличие указателей, как удобнее дойти до подразделения от болижайшей остановки».
По блоку 2 замечания по отсутствию доступности возможности получения консультации у сотрудников подразделения слабослышащими и глухими (2.15) и графику приёма посетителей. Время работы учреждения заканчивается в 15 часов. В то же время плюсом является работа учреждения в субботу, но всего до 12 часов.
МФЦ г.Барнаул набрал 19 баллов.
По блоку 1: нет указателей, как дойти до подразделения от ближайшей остановки (1.1) и нет возможности оставлять у входа в здание детские коляски и домашних животных (1.3).
По блоку 2 общественному эксперту не удалось воспользоваться предварительной записью по телефону (2.16), поэтому не были оценены пункты 2.17 и 2.18, что уменьшило общее количество баллов. Так же отсутствует информационный стенд с правилами работы с компьютером (2.12). Как положительный момент отмечено самое оптимальное время работы учреждения, удобное для клиентов среди большинства учреждений, участвующих в мониторинге.
По блоку 3 общественному эксперту не удалось вообще найти информационный стенд с соответствующими материалами и за данный раздел получено 0 баллов из 7 возможных.
МФЦ г.Новоалтайск набрал минимальное количество баллов, но по решению экспертов был исключён из анализа, так как на момент проведения мониторинга учреждение находилось в стадии открытия (первые дни начала работы) и большинство показателей не было возможности оценить. Однако, было отмечено, что нет возможности оставлять у входа в здание коляски и домашних животных и нет указателей от ближайших остановок, показывающих маршрут.
Строительство и архитектура
Отдел архитектуры и градостроительства администрации г.Новоалтайска максимальное количество баллов 24 из 31.
По блоку 1 соответствует всем критериям.
По блоку 2: отсутствует электронная система управления очередью, нет информационного светового табло, нет системы звукового информирования посетителей, нет компьютера и информационного стенда с правилами работы на нём, у сотрудников отсутствуют именные бейджи (п.п. 2.8 – 2.12, 2.21). Время приёма работы граждан неудобно для посетителей.
По блоку 3: нет банковских реквизитов и адреса интернет-сайта на информационном стенде (3.3 – 3.4).
Комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаул 11 баллов.
По блоку 1: из 5 показателей есть только один – табличка с названием подразделения на входе.
По блоку 2: мало места для посетителей (2.3), не предусмотрены столы для инвалидов с колясками (2.4), показатели 2.7 – 2.12 и 2.14 – 2.18 полностью отсутствуют, у сотрудников нет именных бейджей (2.21), время работы неудобно для посетителей.
По блоку 3: на информационном стенде есть режим работы, адреса иных организаций, порядок предоставления государственной услуги. Показатели 3.3 – 3.6 отсутствуют.
Исходя из предоставленной информации, можно сделать вывод о том, что с точки зрения оценки общественного эксперта данное помещение мало приспособлено для предоставления услуг гражданам, особенно с инвалидностью и ограниченными возможностями.
Отдел архитектуры и градостроительства администрации г.Бийска набрал минимальное количество баллов 8 из 31.
По блоку 1: имеется парковка для автомобилей и табличка с названием на входе. Критерии 1.1, 1.3, 1.5 отсутствуют.
По блоку 2 отмечается относительно удобный график приёма посетителей и его соблюдение. Все остальные критерии полностью отсутствуют.
По блоку 3: на информационном стенде нет информации по адресам иных организаций (3.2), банковским реквизитам (3.3), адресов интернет-сайтов (3.4).
Исходя из предоставленной информации, можно сделать вывод о том, что с точки зрения оценки общественного эксперта данное помещение мало приспособлено для предоставления услуг гражданам, особенно с инвалидностью и ограниченными возможностями.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
Максимальное количество баллов – 27 из 31 – набрал Росреестр в г.Новоалтайске.
По блоку 1: имеется парковка для автомобилей и табличка с названием на входе. Критерии 1.1, 1.3, 1.5 отсутствуют.
По блоку 2: нет гардероба (п. 2.7), недоступны услуги для слабослышащих (2.15).
По блоку 3 соответствует всем критериям.
На втором месте Росреестр г.Бийск (городское отделение, ул. Советская, 217-а) 21 балл.
По блоку 1: нет указателей с информацией, как удобнее добраться до подразделения от ближайшей остановки (п. 1.1) и нет возможности оставлять у входа в здание детские коляски и домашних животных (п. 1.3).
По блоку 2: нет гардероба (п. 2.7), нет информации по работе с компьютером (п. 2.12), нет адаптированной информации для слабослышащих и слабовидящих (п.п. 2.14 – 2.15), нет предварительной записи (2.16 – 2.17).
По блоку 3: отсутствуют пункты 3.4. – 3.6.
Росреестр г.Бийск (ул.Петрова, 25) 15 баллов.
По блоку 1: нет указателей с информацией, как удобнее добраться до подразделения от ближайшей остановки (п. 1.1), нет возможности оставлять у входа в здание детские коляски и домашних животных (п. 1.3), нет пандусов на лестницах (п.1.5).
По блоку 2: нет столов для инвалидов (п.2.4), не удалось найти туалет без обращения к персоналу (п. 2.6), полностью отсутствуют п.п. 2.9 – 2.15, п. 2.21.
По блоку 3: на стендах нет информации п.п. 3.3 -3.5 и 3.7.
Исходя из предоставленной информации, можно сделать вывод о том, что с точки зрения оценки общественного эксперта данное помещение мало приспособлено для предоставления услуг гражданам, особенно с инвалидностью и ограниченными возможностями.
Росреестр в г.Барнауле (ул.А.Петрова, 219-а) 13 баллов.
По блоку 1: нет указателей с информацией, как удобнее добраться до подразделения от ближайшей остановки (п. 1.1) и нет возможности оставлять у входа в здание детские коляски и домашних животных (п. 1.3).
По блоку 2: нет столов для инвалидов (п. 2.4), нет возможности найти туалет без обращения к персоналу (п. 2.6), нет гардероба (п. 2.7), нет информационного стенда с правилами работы на компьютере (п. 2.12), нет специальных условий для слабослышащих и слабовидящих (п. 2.14 – 2.15), нет системы предварительной записи (п. 2.16 – 2.18).
По блоку 3: 0 баллов. Эксперт не нашёл необходимую информацию на информационных стендах.
Исходя из предоставленной информации, можно сделать вывод о том, что с точки зрения оценки общественного эксперта данное помещение мало приспособлено для предоставления услуг гражданам, особенно с инвалидностью и ограниченными возможностями.
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (районное, г.Бийск ул.Заводская, 87) 8 баллов.
По блоку 1: нет указателей с информацией, как удобнее добраться до подразделения от ближайшей остановки (п. 1.1), нет возможности оставлять у входа в здание детские коляски и домашних животных (п. 1.3), нет пандусов на лестницах (п.1.5).
По блоку 2: экспертом отмечено отсутствие почти всех показателей. Нет п.п. 2.4 – 2.18, п. 2.21.
По блоку 3: практически отсутствует информация, которая необходима посетителям. Нет п.п. 3.3 – 3.7.
Исходя из предоставленной информации, можно сделать вывод о том, что с точки зрения оценки общественного эксперта данное помещение мало приспособлено для предоставления услуг гражданам, особенно с инвалидностью и ограниченными возможностями.
Управления пенсионного фонда
27 баллов из 31 у Главного управления пенсионного фонда в г.Новоалтайске (ул.8 микрорайон, 3-а).
По блоку 1: соответствует всем критериям кроме п.п. 1.1 (наличие указателей, позволяющих удобнее дойти до подразделения от остановки).
По блоку 2: соответствует практически всем показателям, кроме 2.7 (наличие гардероба), п.п. 2-14 – 2.15 (специализированная информация для слабовидящих и слабослышащих).
По блоку 3: есть вся необходимая информация кроме п.3.4 (адреса интернет-сайтов).
Управление пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе (ул.Воинов Интернационалистов) 19 баллов.
По блоку 1: нет указателей с информацией, как удобнее добраться до подразделения от ближайшей остановки (п. 1.1), нет возможности оставлять у входа в здание детские коляски и домашних животных (п. 1.3).
По блоку 2: нет столов для инвалидов (п.3.4), нет гардероба и нет возможности самостоятельно найти туалет (п.п. 2.6 – 2.7), нет информации о работе с компьютером (п.2.12), не удалось воспользоваться предварительной записью (п.п. 2.17 – 2.18) и недоступны материалы для слабослышащих (п.2.15).
По блоку 3: на информационных стендах отсутствует информация по п.п. 3.2, 3.4 – 3.6.
Центры занятости населения
Центр занятости населения г.Новоалтайска (ул.Кирова, 3) 22 балла из 31.
По блоку 1: нет указателей с информацией о том, как добраться до подразделения на ближайших остановках (п.1.1) и нет пандусов (п.1.5).
По блоку 2: нет гардероба и нет возможности самостоятельно найти туалет (п.п. 22.6 – 2.7), нет системы звукового информирования посетителей (2.10), нет информации о работе на компьютере (п. 2.12), недоступны консультации для слабослышащих (2.15).
По блоку 3: на информационных стендах отсутствует информация по п.п. 3.2. – 3.3 (адреса иных организаций и банковские реквизиты).
Центр занятости населения г.Бийска (ул.Динамовская, 3) 16 баллов.
По блоку 1 соответствует всего 1 критерию: табличка с названием на входе. Указатели, парковка, пандусы отсутствуют. Нет возможности оставлять коляски и домашних животных.
По блоку 2: нет столов для инвалидов (п. 2.4), нет гардероба и нет возможности самостоятельно найти туалет (п.п. 2.6 – 2.7), нет информации по работе с компьютером (п. 2.12), нет материалов для слабовидящих и слабослышащих (п.п. 2.14 – 2.15), у сотрудников нет бейджей (п. 2.21).
По блоку 3: нет информации о банковских реквизитах, адресов интернет-сайтов, координаты территориальных органов и подразделений (п.п. 2.3 – 2.5) и порядка предоставления государственной услуги (п. 3.7).
УФМС
Отдел УФМС по Алтайскому краю по г.Новоалтайску (ул.Октябрьская, 26) 18 баллов из 31.
По блоку 1: нет указателей (п. 1.1) и нет возможности оставить домаших животных и коляски (п. 1.3).
По блоку 2: отсутствуют показатели 2.5 – 2.12 (туалет, гардероб, электронная система управления очередью).
По блоку 3: нет показателей 1.2 – 1.5 (адреса иных организаций и учреждений, интернет-сайты, банковские реквизиты).
Отдел Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю в г.Бийске, территориальный пункт Восточный (ул.Советская, 17) 6 баллов.
По блоку 1 имеется только вывеска на учреждении.
По блоку 2: есть места для сидения и соблюдается график приёма посетителей. По всем остальным показателям 0.
По блоку 3: есть информация о режиме работы и имеется номер телефона, по которому можно осуществить предварительную запись. Остальная информация отсутствует.
Исходя из предоставленной информации, можно сделать вывод о том, что с точки зрения оценки общественного эксперта данное помещение мало приспособлено для предоставления услуг гражданам, особенно с инвалидностью и ограниченными возможностями.
Социальная защита населения
Органы управления социальной защиты населения, оценка которых производилась экспертами, оказались наименее приспособленными к оказанию услуг населению, так как даже лидер, набравший максимальное количество баллов, отвечает менее чем 50% необходимых исследуемых позиций.
Комитет по социальной защите населения г.Новоалтайска (ул.Парковая, 1-а) 14 баллов.
По 1 блоку есть табличка с названием подразделения и графиком работы и пандусы. Нет указателей, нет парковки, нет возможности оставить коляски и домашних животных.
По блоку 2: полностью отсутствуют п.п. 2.5 – 2.12, нет системы предварительной записи (п.п. 2.16 – 2.18), нет материалов на стендах для слабовидящих (п. 2.14). График приёма посетителей не учитывает возможности и потребности, например, работающего населения.
По блоку 3: на информационных стендах имеются только 2 позиции из 7 – режим работы и информация о порядке предоставления государственной услуги.
Исходя из предоставленной информации, можно сделать вывод о том, что с точки зрения оценки общественного эксперта данное помещение мало приспособлено для предоставления услуг гражданам, особенно с инвалидностью и ограниченными возможностями.
Комитет по социальной поддержке населения (г.Барнаул, ул.Никитина, 59-а) 12 баллов.
По блоку 1: имеется только табличка на входе в здание. Остальным критериям не соответствует.
По блоку 2: отсутствуют п.п. 2.6 – 2.13, нет возможности получения консультаций для слабослышащих (п. 2.15), нет системы предварительной записи (п.п. 2.16 – 2.18), нет информации о сотрудниках (п.п. 2.21 – 2.22). График приёма посетителей не учитывает возможности и потребности, например, работающего населения.
По блоку 3: нет информации о банковских реквизитах, информации о предварительной записи, информации о предоставлении государственной услуги (п.п. 3.3, 3.6,3.7).
Исходя из предоставленной информации, можно сделать вывод о том, что с точки зрения оценки общественного эксперта данное помещение мало приспособлено для предоставления услуг гражданам, особенно с инвалидностью и ограниченными возможностями.
Управление социальной защиты населения по центральному району г.Барнаула (ул.Короленко, 67) 6 баллов.
По блоку 1: имеется т табличка на входе в здание и пандус. Остальным критериям не соответствует.
По блоку 2: у сотрудников имеются бейджи и на кабинетах имеется информация о сотрудниках, соблюдаются часы приёма граждан.
По блоку 3: по мнению эксперта не соответствует ни одному критерию.
Исходя из предоставленной информации, можно сделать вывод о том, что с точки зрения оценки общественного эксперта данное помещение мало приспособлено для предоставления услуг гражданам, особенно с инвалидностью и ограниченными возможностями.
Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула (ул.А.Петрова, 192) 6 баллов.
По блоку 1: имеется табличка на входе в здание. Остальным критериям не соответствует.
По блоку 2: есть места для сидения для посетителей и этих мест достаточно, есть столы для заполнения документов, соблюдаются часы приёма и есть информация о сотрудниках.
По блоку 3: по мнению эксперта не соответствует ни одному критерию.
Исходя из предоставленной информации, можно сделать вывод о том, что с точки зрения оценки общественного эксперта данное помещение мало приспособлено для предоставления услуг гражданам, особенно с инвалидностью и ограниченными возможностями.
Образование
Органы управления образования, оценка которых производилась экспертами, оказались наименее приспособленными к оказанию услуг населению, так как даже лидер, набравший максимальное количество баллов, отвечает менее чем 50% необходимых исследуемых позиций.
Управление образования администрации г.Бийска (ул.Л. Толстого, 144) 10 баллов.
По 1 блоку: имеется табличка на входе в здание и парковка автомобилей.
По 2 блоку: есть туалет и он доступен для посетителей, есть возможность предварительной записи по телефону, соблюдаются часы приёма и есть информация на рабочем месте сотрудника.
По 3 блоку: оценка 0, т.е. по мнению эксперта не соответствует ни одному критерию.
Исходя из предоставленной информации, можно сделать вывод о том, что с точки зрения оценки общественного эксперта данное помещение мало приспособлено для предоставления услуг гражданам, особенно с инвалидностью и ограниченными возможностями.
МУЧ комитет по образованию г.Новоалтайска (ул.Гагарина, 13) 8 баллов.
По 1 блоку: есть вывеска на учреждении.
По 2 блоку: есть места для сидения посетителей и этих мест достаточно, соблюдается время приёма граждан, есть информация о сотрудниках учреждения.
По 3 блоку: из информации есть только режим работы подразделения. Иная необходимая информация отсутствует, либо недоступна для эксперта.
Исходя из предоставленной информации, можно сделать вывод о том, что с точки зрения оценки общественного эксперта данное помещение мало приспособлено для предоставления услуг гражданам, особенно с инвалидностью и ограниченными возможностями.
Общие выводы
- Большинство учреждений и организаций не размещают информацию о себе на ближайших остановках общественного транспорта и по ходу движения потенциальных посетителей.
- Большинство учреждений и организаций не предоставляют возможность оставлять у входа в здание коляски и домашних животных, что является значительным препятствием для получения услуги, например, слепым с собаками-поводырями.
- В большинстве учреждений и организаций нет специальных столов для инвалидов, расположенных в стороне от входа с учётом беспрепятственного подъезда и поворота колясок.
- Большинство обследованных организаций и учреждений не имеют возможности предоставлять консультационные и информационные услуги для слабовидящих и слабослышащих посетителей.
- Практически во всех организациях и учреждениях нет гардероба, где посетители могли бы оставить одежду.
- Большой проблемой для посетителей является отсутствие туалета либо возможности его посещения.
- Незначительное число учреждений и организаций имеют специально оборудованное место с компьютером, информацией о порядке работы на нём и сотрудником, помогающим организовать эту работу посетителям.
- Практически нет информационных стендов, на которых посетитель мог бы получить всю необходимую информацию. Практически в каждом исследуемом объекте отсутствовала хотя бы одна позиция.