Получить данную выписку можно в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (в Росреестре). Прежде чем туда ехать, я, разумеется, попыталась дозвониться. Я трижды набрала номер, который значится как многоканальный, однако все три раза он был занят. Поленившись бесцельно набирать этот же номер еще раз (а может, и не раз), я позвонила в МФЦ. Там трубку взяли сразу же, очень любезно рассказали о часах работы, правда, сказали, что из документов нужен для получения нужной мне выписки только паспорт. Поэтому я, естественно, поехала в МФЦ, а не в Росреестр, который, к тому же, только два дня в неделю работает до 20:00, а в остальные дни до 17:00 или даже до 16:00, а я могу решать личные проблемы только в вечернее время.
Приехав в МФЦ и едва подойдя к электронной стойке, я тут же услышала любезный вопрос подоспевшего администратора: «Добрый день, чем Вам помочь?» Мне тут же был распечатан талон и указано, куда именно я должна пройти. А вот тут-то оказалось, что для получения нужных мне выписок нужны документы о праве собственности на недвижимость (их я «на всякий случай» захватила) и СНИЛС (зачем – этой логики я так и не поняла). Вот СНИЛСа (как и многого другого – соковыжималки, например) в моей сумочке «совершенно случайно» не оказалось. Оказавшись перед неизбежной необходимостью уйти, несолоно хлебавши, а потом вернуться еще раз, я вспомнила, что номер СНИЛСа у меня есть на флешке, в одном файле с прочими моими персональными данными. Оператор практически с радостью (ее, кажется, печалила не меньше, чем меня, перспектива безрезультатного ухода) согласилась поискать нужный номер на флешке. Однако после борьбы с вирусами моя флешка «выздоровела» не до конца, и ее содержимое категорически не хотело отображаться в «Проводнике» – только в «Коммандере». Однако в МФЦ-шном компьютере «Коммандера» не оказалось. Я предложила поискать нужный файл через сервис поиска – по имени файла. Правда, точного имени я не помнила, и предложила девушке несколько вариантов. Она с готовностью перепробовала почти все их, потратив на меня уйму времени. Так что оператор полностью искупила вину своей коллеги, давшей мне по телефону неверную информацию. Необходимо отметить еще и очень удобную организацию пространства: я сидела на удобном стуле на одном уровне с оператором, и в моем распоряжении был небольшой выступ, играющий роль стола. Небольшой, но достаточный для того, чтоб там разложить все бумаги и даже положить сумку. Отправив меня оплачивать услугу, девушка любезно предложила хотя бы часть вещей оставить на этом столике, а не носить с собой.
Оплату можно произвести прямо в здании, это выгодно отличает МФЦ от БТИ, из которого нужно бежать в банк. Но все же есть еще простор для совершенствования: оплата производится через банкомат Сбербанка, и если у тебя есть карта Сбербанка, то проблем не возникает, тем более, что рядом с банкоматом дежурит девушка, помогающая правильно набрать реквизиты для оплаты. Но я пользуюсь банковской картой другого банка. Девушка предложила мне свою карточку, однако загрузить на нее пришлось сумму, кратную ста рублям (поскольку мелочь банкомат, естественно, не принимает), и неиспользованным остатком (что-то около 37 рублей) девушка предложила пополнить баланс моего сотового телефона. Сущая ерунда по сравнению с тем, что клиентам БТИ приходится рысью бежать до банка, но тем не менее. Это могло не входить в мои планы – я могла рассчитывать как раз эти деньги потратить на обратную дорогу, я могла не пользоваться сотовым телефоном и т.п. Забегая вперед – когда мне еще раз пришлось воспользоваться услугами МФЦ, девушки с карточкой рядом с банкоматом не оказалось, у меня были только крупные купюры, одним словом, мне крупно повезло в том, что я приехала туда с мужем, у которого сбербанковская карточка есть. Иначе бы ситуация оказалась неразрешимой, а ближайшее отделение Сбербанка от МФЦ находится гораздо дальше, чем ближайшее от БТИ (на расстоянии 4-5 автобусных остановок).
Далее мне было сказано, через сколько дней будут готовы мои выписки, и обещано, что мне еще и позвонят и сообщат о готовности.
Позвонили мне даже раньше назначенного времени, позвонили вечером и сказали, что сегодня я, вероятнее всего, уже не успею, но завтра могу получить их в любое время. Приезжаю на следующий день вечером, получаю выписки, на которых значится вчерашнее число, и с ужасом обнаруживаю, что они действительны в течение одного дня. Смотрю на часы: до окончания работы нотариуса, ведущего мое наследственное дело, остается 15 минут. В панике звоню ей с сотового, спрашиваю, что делать, и слышу в ответ совершенно спокойное: «Приезжайте завтра». Приезжаю. С выписками, на которых теперь уже позавчерашнее число. Нотариус хладнокровно их берет и хладнокровно оформляет их регистрацию в своей книге позавчерашним числом. Позже узнаю, что эти выписки нотариусы, юристы и прочие работающие с ними специалисты зовут на профессиональном жаргоне «справки-однодневки», но совершенно пренебрегают их «однодневностью», поскольку соблюсти ее в принципе нереально. Когда из МФЦ мне звонили поздним вечером того дня, когда были оформлены выписки, тоже, стало быть, были абсолютно уверены, что с меня никто не потребует, чтобы они были абсолютно свежими.
Ещё раз приехать в МФЦ мне пришлось для оформления уже свидетельств на право собственности. На этот раз я успела выбрать в меню электронной стойки нужную мне услугу, прежде чем ко мне подошла администратор. На мониторе высветилась надпись о том, что оказание данной услуги в настоящее время невозможно (не помню точную формулировку, но смысл был такой). Я с недоумением обратилась к администратору, та пояснила, что до конца рабочего дня осталось мало времени, а на оформление его нужно много, потому запись заблокирована. «Но ведь еще почти целый час!» – возопила я. «Ну, покажите, что у Вас», – смилостивилась администратор. «О! – да у Вас еще и две квартиры!» Но вместо того, чтобы сказать, что на две квартиры времени надо вдвое больше и мне уже точно не успеть, она с кем-то созвонилась и направила меня на второй этаж, назвав сразу два номера окон. Там в одном окне у меня взяли документы на одну квартиру, в другом – на другую, и быстро, оперативно все оформили. При этом, как и в первый раз, все документы мне давали проверять, подчеркивали, чтобы я внимательно сверила все данные, и только после этого поставила подпись. При этом около всех окон стоят таблички, где указаны фамилия, имя и отчество специалиста, и в аккурат те же фамилия, имя и отчество оказываются потом проставленными в полученных документах.
Любопытно, что в вечернее время (после 18:00) МФЦ пуст, как вымерший, зато днём, когда в большинстве своём люди должны бы быть на работе, народу в нём вполне прилично. Видимо, организации работы Росреестра, БТИ и прочих налоговых, соцзащит и т.п. приучила народ к тому, что госуслуги можно получить, только сбежав с работы посередь бела дня, отпросившись у начальника и т. п.
Помимо весьма любезного обращения и полномасштабной заботы о клиенте радует и удивляет большая стоянка, удобный пандус, для преодоления которого инвалиду-колясочнику не надо быть ни гонщиком-экстремалом, ни чемпионом по слалому (как в большинстве госучреждений), наличие системы указателей, не позволяющей заблудиться, даже если очень захочется. Увидев пандус, но не увидев лифта (а часть услуг можно получить только на втором этаже), я поинтересовалась у администратора, как же туда попадают колясочники. Она объяснила, что к колясочнику спускается нужный специалист вниз и оформляет все на первом этаже, только надо заранее по телефону предупредить о визите колясочника. И тут же выскочила следом за мной с блокнотом, чтобы записать, когда и по какому вопросу я собираюсь прийти с колясочником.
Радужную картину придется все же подпортить, сказав несколько слов о сайте МФЦ. Он не очень удобен и функционален, самое главное – на нем недостает нужной информации. Например, СНИЛС отсутствует и в размещенном на сайте перечне документов для получения выписки из ЕГРП, а информация о стоимости данной услуги выглядит так: «Плата за предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним взимается в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2010г. № 650». Гиперссылка на данный приказ отсутствует. Между тем, любого человека, в первую очередь, интересует сумма оплаты, тем более, что многие услуги стоят недешево – порядка нескольких тысяч рублей, поэтому информацией о том, сколько денег нужно иметь с собой, располагать крайне необходимо. Единственное, что оправдывает в этой ситуации МФЦ, – у Росреестра сайт гораздо хуже.