37 заинтересованных специалистов, представителей некоммерческих организаций и родительского сообщества в формате «круглого стола» обсуждали актуальную для общеобразовательных школ тему «Дети с особыми образовательными потребностями в образовательной среде». В своём приветственном слове министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко отметил, что тема инклюзивного образования сегодня чрезвычайно актуальна, важно формирование ценностей такого образования. Добиться этого возможно только устраняя дефицит общения, как личностного, так и профессионального, между педагогическим сообществом, общественными организациями, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), родительским сообществом. И многое в этом направлении сделал проект, в рамках которого проходило обсуждение.
О том, какая картина на сегодняшний день складывается в Алтайском крае по обучению детей с ОВЗ участникам круглого стола рассказала главный специалист сектора специального образования отдела специального образования, опеки и попечительства Министерства образования и науки Алтайского края Ирина Гусельникова. В текущем учебном году в Алтайском крае образование получают более 14 тысяч детей с ОВЗ. Прирост составил более 1300 человек по сравнению с предыдущим учебным годом. В муниципальных общеобразовательных организациях края из общего числа в 10851 ребёнка с ОВЗ, обучающихся по системе инклюзивного образования, у более 6 тысяч детей нозология — задержка психического развития. На базе краевых общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ работает 31 консультационный пункт, где можно получить помощь, в том числе и через компьютерную программу видеозвонков «Скайп».
Декан факультета воспитания и социализации института повышения квалификации работников образования Елена Лопуга рассказала о процессе формирования психолого-педагогических компетенций алтайских педагогов в области инклюзивного образования через систему повышения их квалификации.
Руководитель проекта «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями — дело общее» Светлана Чуракова рассказала, что было сделано за год работы по проекту. На базе пяти алтайских общественных организаций, работающих с детьми с ОВЗ, были проведены стажировки педагогов краевых школ, проходящих обучение на курсах повышения квалификации в АКИПКРО, разработаны типовые сценарии проведения родительских собраний и классных часов по теме инклюзивного образования, подготовлены методические пособия для родителей детей с ОВЗ по правильной подготовке детей к школе и для учителей, в классах которых обучаются дети с ОВЗ. Было издано два выпуска детской газеты «Сами», темой которых стало обсуждение юными корреспондентами с учителями, школьниками непростой темы обучения детей с особенностями развития в общеобразовательных организациях. Этой же теме было посвящено четыре передачи на краевом радио, подготовлено пять джинглов для школьных радиопрограмм. Все эти материалы представлены на различных ресурсах в Интернете. Подготовлена фотовыставка о уже имеющемся опыте обучения детей с особыми образовательными потребностями в школах Барнаула, которая была продемонстрирована на нескольких научных и практических конференциях, показана в шести барнаульских школах.
Реакцией на эти выступления стали высказывания участников мероприятия в рамках дискуссии. Система инклюзивного образования только выстраивается, в ней ещё много несогласованностей и шероховатостей, которые мешают полноценному включению ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс. В своих выступлениях педагоги обратили внимание на некоторые реальности инклюзивного обучения. Здесь, например, незнание родителями тех нормативных актов, которые регламентируют образовательный процесс, завышенные ожидания родителей детей с ОВЗ от учебного процесса. Было отмечено, что, зачастую, учитель психологически не готов к работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями, так как отсутствует ресурсная база для такой подготовки. Не определена норма оценки детей с ОВЗ, что ставит учителя в очень сложную ситуацию. Он явно не может равно оценивать их с детьми с нормативным развитием. Обозначили проблемы инклюзивного образования и родители особых детей. По их мнению, большинство учителей не знакомо с психологическими особенностями детей с ОВЗ. Многие родители видят в школе инструмент социализации, так как понимают, что без этой самой социализации их чадо не сможет полноценно существовать отдельно во взрослой жизни.
В заключительной части круглого стола председатель Алтайской краевой общественной организации родителей детей-инвалидов c аутизмом «Ступени» Светланой Рахно был представлен проект «Ступени поддержки детей с РАС», который продолжает начатую работу с педагогами алтайских общеобразовательных школ по совершенствованию системы инклюзивного образования.
Круглый стол проводился в рамках реализации проекта «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями – дело общее», реализуемого за счёт субсидии из федерального бюджета, предоставленной в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации №93-рп от 03.04.2017 «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» и на основании конкурса, проведённого Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества, по Договору о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества №17-2-001568 от 05.12.2017г.