Народный фронт проверит исполнение регионами закона об информационной поддержке НКО

эмблема народного фронта

Социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО) всё активнее выходят на рынок оказания социальных услуг – просветительских, медицинских, спортивных и культурных, охраны окружающей среды и т.д. Однако большинству из них не удаётся пока преодолеть барьеры недоверия со стороны местных властей и самих граждан.

Выход: как можно больше рассказывать о своей деятельности. Но, несмотря на требование закона отдавать 5% рекламных площадей и времени под социальную рекламу, СМИ часто отказывают НКО в публикациях и эфирах. Обсудив эту ситуацию с экспертным сообществом, активисты Народного фронта приняли решение провести мониторинг исполнения требований закона об информационной поддержке НКО в регионах.

Рабочая группа «Общество и власть: прямой диалог» с 2014г. следит за качеством исполнения «майского указа» президента РФ о дополнительных мерах, направленных на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В декабре 2015г. глава государства призвал власти регионов направлять некоммерческим организациям 10% бюджетных средств, предусмотренных на оказание социальных услуг населению, подчеркнув, что в таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержка семьи и детей, нужно больше доверять НКО, поскольку они работают эффективнее и с искренней заботой о людях. После этого социально ориентированные некоммерческие организации стали с большей активностью и уверенностью выходить на рынок оказания услуг населению.

Однако, пока далеко в этом направлении продвинуться им не удаётся. Участники экспертного совещания, организованного на площадке Народного фронта, рассказали о причинах, тормозящих развитие социально ориентированных НКО, а вкупе с ними – и волонтёрского движения, так как 68% сотрудников некоммерческих организаций, по данным Росстата, – это волонтёры.

Власти в регионах и на местах по-прежнему не видят в социально ориентированных некоммерческих организациях своих реальных помощников, не доверяют им и не понимают, зачем им нужно прилагать усилия по оказанию НКО поддержки, в том числе информационной. Лишь четыре региона уточнили порядок информационной поддержки для НКО. Остальные ограничились общими фразами в местных законах, отметила член регионального штаба ОНФ в Москве, руководитель площадки «ОНФ-НКО» Оксана Коротеева.

Представитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики Владимир Беневоленский представил результаты исследования, показывающие, что предоставление информации и аналитики от органов власти вошло в тройку самых востребованных нефинансовых способов поддержки, в которой нуждаются НКО.

Там же, где НКО находят подход к чиновникам и те публикуют на официальных порталах просветительскую, иную информацию о работе таких организаций, это, безусловно, повышает статус и уровень доверия в НКО.

Но убедить чиновников в полезности такого сотрудничества далеко не всегда удаётся даже достаточно крупным, межрегиональным НКО. Так, председатель правления Агентства защиты прав потребителей финансовых услуг Елена Фасахова рассказала о том, что в Челябинской области их материалы, направленные на повышение финансовой грамотности граждан, разместили у себя на сайтах сразу два региональных министерства, а в Нижегородской области и в Москве в информационной поддержке проекту отказали. Причём московские власти сослались на то, что у организации нет своего сайта, хотя он есть, давно работает и достаточно популярен у целевой аудитории.

Информационная поддержка, в свою очередь, важна для повышения доверия к НКО со стороны граждан. Через СМИ некоммерческие организации могли бы оповещать людей о проводимых акциях и предоставляемых услугах, привлекать к своей работе активных граждан, а также малообеспеченные слои населения, заинтересованные в социальных и благотворительных мероприятиях, проводимых НКО и волонтёрами. Согласно данным ВШЭ, в обществе запрос на деятельность социально ориентированных НКО высок: 21% россиян участвует в деятельности некоммерческих организаций.

Однако, в том, что касается опыта общения с журналистами и редакторами, большинство участвовавших в совещании волонтёров и представителей НКО с печалью и возмущением сообщили, что СМИ их пресс-релизы и «добрые» мероприятия не интересны, пресса ориентирована на скандалы, а телевидение требует ярких картинок.

Но успешный опыт других социально ориентированных организаций и мнение на этот счёт главных редакторов региональных газет выявил другую проблему: сотрудники НКО по объективным причинам слабо себе представляют, как грамотно преподносить свои темы, не знают, какие формы освещения важны.

«На самом деле много зависит от того, что мы сами делаем: журналисты редко отказывают, если НКО предлагает действительно интересный контент. Я знаю организации, за которыми СМИ гоняются, чтобы узнать, что ещё интересного они затеяли», – высказала свою точку зрения руководитель проекта «За права заёмщиков» Евгения Лазарева.

Она подчеркнула, что нужна разъяснительная работа: сотрудники НКО должны понимать, какие требования предъявляют СМИ к их информации, как им заинтересовать журналистов. Участники встречи отметили, что такой просветительской работой могли бы заняться ресурсные центры, оказывающие НКО консультационную помощь.

Один из вариантов ответа на вопрос, чего хотят от НКО журналисты, дала главный редактор ростовской газеты «Наше время» Вера Южанская. «Объединить усилия СМИ и НКО легко: вовлекайте журналистов в совместные проекты. Наша газета ведёт несколько таких проектов с благотворительными организациями. К примеру, когда нам предложили поучаствовать в акции по закрашиванию на стенах надписей, пропагандирующих наркотики, я не только отправила на это мероприятие журналистов, но и сама пошла участвовать», – рассказала Южанская.

Если для НКО в регионах это очень полезный совет, то тем, кто стремится попасть, например, на федеральные телеканалы, необходимо запастись ещё и знаниями в области законодательства. Крупные СМИ с дорогим рекламным временем активно отказывают некоммерческим организациям с их социально полезными проектами, несмотря на требования закона.

По данным независимого мониторинга, проведённого Национальным рекламным альянсом, в 2016г. федеральные телеканалы отдали только 3,5% рекламного времени под социальную рекламу вместо закреплённых законом 5%. Причём руководитель Лаборатории социальной рекламы Гюзелла Николаишвили подчеркнула, что 5% – это не рекомендация, а обязательный к исполнению объём.

При этом отказы со стороны СМИ носят устный характер, официальных отказов редакции не выдают, боясь судебного иска или огласки. Несмотря на сложившуюся практику отказов, НКО должны активнее настаивать на официальном ответе от СМИ, на который имеют право. Пока же мониторинг правоприменения рекламного законодательства не выявил ни одного подобного случая, который мог бы стать прецедентом, сообщил руководитель Центра мониторинга законодательства и правоприменения, доцент юридической академии им. О.Е. Кутафина Олег Гринь.

Отдельная проблема, по словам представителей НКО, состоит в том, что нередко СМИ, даже подготовив статью или телесюжет, или согласившись разместить социальную рекламу, не упоминают название некоммерческой организации, считая это рекламой. Руководитель Лаборатории социальной рекламы Гюзелла Николаишвили пояснила, что в мае по итогам заседания Совета по попечительству в социальной сфере при правительстве РФ вице-премьер Ольга Голодец дала поручение ФАС подготовить разъяснение по поводу упоминания названий некоммерческих организаций в социальной рекламе.

«Мы обратимся в Федеральную антимонопольную службу с просьбой раскрыть информацию о доле социальной рекламы в СМИ – эти цифры являются прямым подтверждением нарушения или соблюдения федерального закона. Кроме того, учитывая большое количество выявленных сегодня проблем и противоречий, различные точки зрения на происходящее, эксперты Народного фронта проведут мониторинг исполнения в регионах требований закона об НКО, касающихся их информационной поддержки. По итогам нашего исследования мы подготовим предложения по совершенствованию нормативной базы», – резюмировала член Центрального штаба Народного фронта, координатор законодательных инициатив ОНФ в Госдуме Наталья Костенко.

народный фронт

Информация взята с  официального сайта

Общероссийского народного фронта